Сергей Андрияка провел мастер-класс за решеткой
Мастер-класс за решетками во ржи СЕРГЕЙ АНДРИЯКА ПРОВЕЛ САМЫЙ ЭКЗОТИЧЕСКИЙ УРОК В СВОЕЙ ЖИЗНИ – Просмотрел альбомы с вашими репродукциями. Конечно же, обращает на себя внимание самобытность полотен. А в натюрмортах прослеживается природа масляной живописи, хоть и пишете вы акварелью… Так простой российский зэк Алексей Табаев прокомментировал творчество действительного члена Российской академии художеств Сергея Андрияки во время вчерашнего телемоста Нижний Новгород–Москва. Девиз Сергея Андрияки: научить рисовать можно кого угодно. Слова надо подкреплять делом. Вот вчера Сергей Николаевич как раз и дал урок живописи заключенным сразу нескольких исправительных колоний. Они видели друг друга на экране монитора и, смешивая одновременно с заслуженным художником ультрамарин и охру, писали «Дорогу во ржи». – Недавно мы для осужденных турнир по шахматам с участием Анатолия Карпова провели. Теперь вот будем рисовать, – сказал пресс-секретарь Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) и проводил журналистов в небольшой зал, где уже были наготове мольберт, камера, монитор и сам народный художник России. – По правде сказать, я немного растерялся, когда поступило предложение провести такой мастер-класс, – признался он. – Это самый экзотический урок в моей жизни. Оказывается, среди заключенных много ценителей кисти Андрияки. Первое письмо из тюрьмы Сергей Николаевич получил еще в 1999 году. От пожизненника и одновременно поклонника изобразительного искусства, который просил выслать в мордовскую ИК методические материалы для обучения живописи. Художник хотел было вступить с зэком в переписку, но передумал. Потом было еще письмо от молодой женщины, получившей 9 лет строгого режима. И она тоже мечтала стать художником. Людям, отбывающим срок, живопись помогает хоть немножко оторваться от грустной действительности и позволяет нарисовать для себя кусочек свободы. Дорогу, поле, облака… Метод Андрияки заключается в том, чтобы педагог писал полотно одновременно с учениками. А как тут быть, когда он сам в Москве, а осужденные – в Твери, Питере, Новосибирске, Томске? На выручку пришли высокие технологии, которые теперь используют в учреждениях ФСИН и для видеосвиданий с родственниками, и для медицинских консультаций, и для дистанционного обучения. Что получалось у его подопечных, художник мог увидеть на экране. Правда, сначала вместо эскизов на мониторе интригующе мелькали лишь спины учеников или «изнанки» их мольбертов. А мастер-класс проводился больше на слух. В Нижнем Новгороде мольбертов вообще не было. «Ничего страшного, – подбодрил учеников Андрияка. – Манера письма на горизонтальной поверхности практиковалась в XIX веке». Новичков среди пожелавших записаться на мастер-класс не оказалось. Например, Алиса из Твери окончила художественное училище, Наталья из Волгограда – художественную школу, Кирилл из Иркутска – самоучка, но тоже вполне опытный. Правда, кроме панно, стенгазет да пейзажей в интернате он пока ничего не рисовал. Через 1 час 40 минут работа была завершена. В иркутской колонии получилось слишком мрачное небо, но Кирилл, автор полотна, объяснил, что просто погода у них такая. В Томске переборщили с желтым. В Волгограде наблюдался избыток темных тонов. Все работы мастер похвалил. Критиковал лишь детали – редко и осторожно, тщательно взвешивая каждое слово. Зато в питерской картине он увидел хорошо прописанную перспективу. Пермь же признал самой яркой. Осужденные сердечно поблагодарили Сергея Андрияку, а в волгоградскую колонию его даже пригласили в гости. Но художник вежливо отказался. Мол, ограничимся пока мастер-классом.