"Ирония судьбы -2" - справедливая критика
ИРОНИЯ БЕЗ СУДЬБЫ. ДИАЛОГ У НОВОГОДНЕГО ЭКРАНА «По телику не покажут!» – надрывается реклама «Иронии» № 2 на Первом канале. Поверив, мы загодя забронировали билеты на первый сеанс первого дня показа в одном из центральных кинотеатров. К изумлению, в 11 часов утра в зале насчитывалось ровно… 11 человек – в основном дам постпостбальзаковского возраста. За два часа «искрометной комедии» о детях культовых персонажей (напомню, по воле сценариста Слаповского Лукашинстарший родил Костю, Надя-старшая – Надю-младшую, причем независимо друг от друга) зал дружно хихикнул раза три. На выходе тем не менее захотелось: а) в баню с нарушением режима; б) срочно в Питер по делу. Смирив гордыню, потрясенные увиденным, критики поплелись в вегетарианское кафе «Авокадо», где под яблочно-морковный сок так приятно рассуждать о странностях «Иронии судьбы-2». А за создателей картины отдуваться пришлось коллеге, кинокритику Ольге ШУМЯЦКОЙ. – Объясни, Ольга, почему за 32 года в квартире Нади так и не сделали ремонта, не поменяли эти жуткие полосатые обои? – А по-моему, ремонт как раз сделали, и очень хороший. Очень современная кухня с оборудованием и прекрасным дизайном. Стеклопакеты опять же… Хрустальная люстра и диван с яркими подушками… Штора из органзы в маленькой комнате… Прелестная ванная, где Хабенский имитирует голос, по всей видимости, Валентины Ивановны Матвиенко… Может быть, полосатые обои – ностальгическая дань прошлому, но в остальном все в порядке. – Как можно из окна дома спального питерского района увидеть пушку на «Авроре»? – Это некий образ… Мысленным взором, воспаленным воображением герой вдруг осознал, где он. Вообще это хороший ударный момент, когда «Аврора» бабахнула и обозначила буквально революцию в его жизни. – А сколько дядя Паша-Ширвиндт может сидеть в бане – два часа, два дня, два месяца? – Мне это тоже показалось странным… С другой стороны, если люди днем собираются в баню – почему не посидеть под водочку с пивком до Нового года? Тем более что Лукашин-старший всегда опаздывает. Вот они его и ждут. А пока молодой летит до Питера. Чего там лететь – 40 минут… – Почему Лукашин-старший не снимает зимнее пальто в парилке? Для смеха, которого не было? – Это, видимо, такой комический ход. Всем говорят: идите в баню. А ему – выйдите из бани. И он машинально выходит – в парилку… – Почему Хабенский первый раз не падает замертво от рюмки, а все же долетает до Питера и валится уже в Надиной квартире. А когда пьет из кавказского рога – падает через минуту? – А потому, что он первый раз не выпил – нам не показали, как в бане он пьет водку… Нам потом дали понять, что это дядя Паша-Ширвиндт рассказал ему старую историю отца… И они все сообща сговорились повторить ее. Так младший Лукашин проникает в квартиру Нади, притворившись пьяным. – А зачем? – Эта история стала для него откровением. Он же ничего не знал, ему очень хотелось посмотреть на эту женщину. Он сам говорит: «Я хотел познакомиться с женщиной, которую любил мой отец». – Зачем все-таки авторы развели Лукашина и Надю? – Для того, чтобы свести их детей. Если бы у них были общие дети – роман невозможен, только инцест, а это другая история. И вообще, вспомни, кто-нибудь когда-нибудь написал сценарий или роман о людях, которые счастливо прожили вместе 32 года? – Может быть, Толстой? Хотя нет, пожалуй… Не показал же он Наташу и Пьера 32 года спустя… – То-то и оно. Вот именно – про что писать-то? – А сколько можно впихивать в кадр мобильники, всякие «золотые бочки», «русские стандарты», «макфы», «тойоты» и особо – символы «Билайна» вроде черно-желтых полосатых шарфиков? – Это называется Product Placement, и за это фирмы им платят деньги, на которые и снимается кино… – А за «заливную рыбу», которая похожа на курицу, тоже заплатили? – Нет, заливная рыба – это не бренд… А просто фишка старого фильма. Она перешла как цитата в новый. Заливное обязательно должно появиться. И не только оно – будет и песня про тетю, и реплики из старого фильма. Как можно еще передать ему привет? Кстати, в старом вполне Аэрофлот мог заплатить. Но тогда не было рекламы, и никто ни в чем не нуждался. Государство все оплачивало. Не забывай, что рязановский фильм был телевизионным, а это – кино. И очень дорогое – это видно… – Мобильники все-таки раздражают… – Но с ними связана забавная сюжетная линия. Весь сюжет держится на недоразумении с телефонами. Помимо этого – история с пограничником на крыше, который ломает антенну, вследствие чего Ираклий опаздывает к Наде… – Значит, за все про все заплатил Билайн? – Думаю, они поделили бюджет с несколькими фирмами.. Но они все-таки не тупо вставляли РР, творчески. – А к чему стишок угарного пограничника о морозе-воеводе и его «дозоре»? – Это намек-фенечка, привет самим себе. Почему не пошалить? А пограничник – не только комический персонаж… Он нужен по сюжету, чтобы задержать Ираклия. Он вырывает антенну, что сильно возбуждает население дома, которое в итоге полностью разбивает телефонную станцию на крыше… – Ладно, уйдем с этой скользкой темы. Но вот почему Надя-Брыльска говорит о своей бывшей любви: «Ваш отец был авантюристом». На что следует ответ Кости: «Почему был? Он жив и передает вам пламенный привет!» – «Пламенный?» – «Ну, хорошо, просто привет передает». Откуда такая пошлость? – Я думаю, что Надя сильно обижена на Лукашина-старшего из-за недоговоренности между ними… У них ведь потом что-то еще было в Москве… А потом он больше не появился в ее жизни. Не решился, не захотел… Видимо, она очень на него обижена и имела право это сказать. – Не просто сказать. А как сварливая тетя Мотя почти скандалить: «Евгений Михайлович, объясните, каким образом сын оказался в нашей квартире? Не вы, случайно, его сюда отправили? Взять реванш у вас не получилось, и теперь посредством сына вы хотите сломать жизнь моей дочери?» – Как оскорбленная женщина она на это способна. Ведь у нее было очень сильное чувство, которое он растоптал своей нерешительностью. – Ты тоже, как и Лукашинстарший, считаешь, что она совсем не изменилась? – На самом деле Брыльска очень мало изменилась. Она сохранила свой облик. Она выглядит значительно моложе своих 67 по фильму лет и узнаваемая. – А тебе не кажется, что герои сказки не должны стареть? – Согласна. Актеры – да, могут стареть. А герои, которых мы любим, – не должны. Но это выбор авторов и остается на их совести. – Но некоторых они все же пожалели. Как ты оцениваешь отсутствие девушки Гали в новой картине? – Очень просто – Лукашин тогда женился не на Гале… Ведь дядя Паша-Ширвиндт говорит Костику: твой папа женился на очаровательной женщине. И все. Без подробностей. – А почему в картине нет ни одного непьющего персонажа, даже овчарке хозяин-пограничник накатывает? А уж как пьют в отделении милиции под руководством Мадянова – это песня… – А ты видела непьющих персонажей в Новый год? А серьезно – есть один непьющий персонаж в картине. – Собака пограничника? – Нет. Главный герой. У него ведь непереносимость алкоголя. Но ему тем не менее все насильно вливают рюмашку-другую. Он бедняга – все в фикус… А вот рог сломал его…. – А кстати, скажи, достанется ли когда-нибудь в кино Михаилу Ефремову роль трезвого человека? – Давай адресуем этот вопрос ему самому. Может быть, он в своем амплуа и ему совсем не хочется трезветь. – А ты веришь, что Ираклий, узнав от таксистки Оболдиной о родничке в голове, всерьез вернется на родину во Владивосток? – Я не думаю, что он захотел вернуться. Той ночью он получил реальный удар по самолюбию. Он ведь любил Надю-Боярскую по-своему. Просто человек вдруг открывает глаза и вспоминает про оставленный дом. Думаю, он прекрасно слетает туда на каникулы и 10 января уже будет налаживать на улице Перспективной свою станцию. И, может быть, вышибет из памяти Надю. – А тебе не кажется, что Боярская и Безруков-«ёкарный бабай» не пара даже внешне? Он ведь лет на пятнадцать старше ее… А по фильму ей должно быть не меньше тридцати… – Проблема не в возрасте. У обеих Надь другая проблема – они не тех женихов находят. – Но и с Хабенским, сдается мне, песня не сложилась. Я этого не почувствовала – этой атмосферы праздника, химии любви, которая витала в старой «Иронии». А как ты считаешь? – Нет, они, конечно, полюбили друг друга. Это ясно из последней сцены – когда Костя снова просыпается у Нади дома, и она ждет этого момента. Просто она очень послушная дочь. И оказалась очень растеряна и испугана ситуацией. Если ее мама вела себя 32 года назад как взрослая женщина, то она – как испуганная девчонка, которая не понимает, что ей делать…. – А как тебе монолог Мягкова о любви без прошедшего времени? Он как будто из другого кино. – Мне его героя очень жалко. Есть такой тип мужчин – смельчаки на час. Вот этот звездный час был у него той ночью. А потом, видимо, иссяк, он стал самим собой – нерешительным. Немужественным. Сначала они перезванивались каждый день, потом реже. Может быть, была ссора. Потом все сошло на нет… И очень трудно восстановить эту связь. – Почему сказку о зайце герои рассказывают детям из счастливой кавказской семьи? Есть ли в этом тайный смысл? – Может быть, многодетная семья как антипод разваленным русским семьям? Возможно. Но тут есть еще момент политкорректности. Приезжие издалека – тоже элемент нынешнего существования в больших городах, как и мобильная связь. Примета нашего времени. Люди приезжают, покупают квартиры, селятся. У них крепкие семьи, дети… 32 года назад такой семьи не могло быть рядом. И очень хорошо, что про зайца рассказывают именно в такой питерской семье… – Почему именно Пугачева и Орбакайте поют (точнее, стонут) в финале про метель? – Во-первых, Пугачева пела в том фильме. Те песни стали культовыми. И в этом фильме она должна спеть. А то, что с Орбакайте – мать и дочь, два поколения. Фильм ведь о детях того поколения… – А почему нам ничего не рассказывают о Наде и Косте? Что они любят? Что читают? Какие по характеру? Они просто персонажи-функции. А тебе как? – А разве это плохо? Единственное, что мы должны знать – что это дети Нади и Жени, и что они полюбили друг друга. Об этом история. Что любовь повторяется в следующем поколении. Что она не умирает. И неважно, какие они, где прописаны, что смотрят и читают… Главное – они очень похожи на своих родителей, которых очень любят. – И не важно, что все, кроме Хабенского и Безрукова, играют, по сути, мебель. Причем в чужой квартире. Словом, если у вас нет фильма, вам его не потерять…