Самое дорогое у человека – это отдых
Репутацию в туризме завоевать тяжко, профукать – элементарно. Очень уж область специфическая: множество партнеров в цепочке, и подставить – пусть даже ненароком – может каждый. А отвечать тебе – тому, кто у клиента деньги принимал, тур ему оформлял. Тем приятнее, что в последние годы отечественный турбизнес озаботился уже не одними лишь прибылями, а – только не удивляйтесь! – еще и репутацией. Мыслимо ли это было несколько лет назад? Помню, как в памятные вполне времена я делился с читателями «Вечерки» горестными заметками о том, как мотал мне беспардонно нервы в Египте некий дешевенький, но, как оказалось, с гнильцой туроператор, почти до конца моего двухнедельного вояжа не удосуживавшийся перечислить принимающей стороне мои деньги, что, понятное дело, ее, принимающую сторону, сильно напрягало. К счастью, таких игроков на нашем рынке туристических услуг теперь все меньше. И профессиональная премия «ТБГ. Туристические бренды», учрежденная Информационной службой «БАНКО», в немалой мере тому способствовала. Вчера в Экспоцентре на Красной Пресне она вручалась в 5-й раз. Информационным партнером церемонии была «Вечерка». Импортное слово «бренд» отнюдь не представляется мне чуждо-зловредным на ниве отечественного бизнеса. Оно – пообъемнее, повнятнее, нежели просто название, имя. Что в имени тебе моем? А бренд запоминают – по делам, по качеству ассоциируемого с ним сервиса. И к нему обращаются – повторно, традиционно. Либо не обращаются вовсе: тухлый оказался бренд. Совсем не случайным совпадением мне представляется то, что в двух новых, появившихся только в этом сезоне номинациях – «Наиболее известные и востребованные марки среди потребителей услуг» и «Наиболее авторитетные марки в профессиональной туристической среде» (по опросам как людей с улицы, так и из турофисов) победила одна и та же компания – «Тез-тур». Ну а «Золотые головы», вручавшиеся тем, кто занял в основных номинациях, как минимум, одно первое или же два и более вторых-третьих мест, оказались тоже на вполне достойных «плечах». Среди отличившихся сразу в нескольких номинациях – «Ланта-тур вояж», «DSBW Tours-Континент», «Капитал тур», BSI group, «Макси Турс» и другие. Оказались среди победителей, что интересно, не только представители «нового русского» (без стеба) туризма, но и такие «мастодонты» отрасли, как МТК «Спутник» – он, помнится, был когда-то звеном столичного комсомола, а теперь успешен и в современных рыночных условиях. Отдельно – о самих номинациях. Мне показалось весьма симптоматичным, что некоторые из них связаны с самым современным промоушнсредством для туризма – Интернетом. Одна из них так и именовалась – «Лучшие рекламные кампании в Интернете», другая – «Лучший сайт для потребителей». Забавно, что генеральный директор «DSBW Tours-Континент» Карен Гончаров не скрывал своей радости по поводу того, что совсем даже не его подопечные, а «Ланта» получила первый приз за сайт: «И к чему бы мы потом стремились, если бы сейчас первое место заняли?» А Виктор Никитин, возглавляющий фирму «Гольфстрим» и отмеченный в первой из этих двух номинаций, признался, что ориентируется в Интернете не лучше какой-нибудь бабушки у подъезда его дома и доверяет сие продуктивное занятие исключительно своим креативным подчиненным. Вообще церемония (не под стать самому слову) проходила весело. Может, еще и потому, что сами эксперты, выбиравшие, а затем и представлявшие победителей, оказались людьми веселыми и творческими. И как иначе, если, например, конверт в номинации «Лучший пакет фирменного стиля» вскрывал и комментировал Юний Давыдов, генеральный директор R&I Group – компании рекламщиков, профессионально занимающихся провокационным маркетингом? А наградил он упомянутого уже веселого человека Карена Гончарова. Грустинкой общее радостное оживление, а в ходе церемонии дамы, возглавляющие отдельные премированные компании, даже отплясывали на сцене (в качестве номера «художественной самодеятельности») латиноамериканские танцы, разученные, как видно, в период директорских туров, разбавило подведение итогов в номинации «Лучшее решение концепции брендинга» – ключевой, как мне представляется. Поскольку какой же брендинг без концепции? И какая же концепция без ее адекватной реализации – в виде этого самого бренда, концепцией рожденного? Первое место в этом виде программы решено было вовсе не присуждать: жюри недвусмысленно пояснило собравшимся, что ну нету, нету… ни концепции красивой, ни бренда, грамотно раскрученного на ее основе. То бишь не все пока благополучно в нашем туркоролевстве. Но – были в завершающемся году и удачные каталоги путешествий, и эффективные промоакции, и качественные выставочные проекты. Я не ставлю перед собой задачу все их перечислять (при желании, это можно найти на сайте www.tbg-brand.ru). Скажу только: многие из тех, кому мы доверяем наш отдых, не скрывали своей гордости – в ряде областей своего нелегкого бизнеса они вполне даже соответствуют мировым стандартам. Золотые, как видно, головы там работают – под стать наградам. Красивый жест, рекламная примочка – дело в турбизнесе не из последних. На церемонии придумали такую примочку: победитель с размаху забрасывал в зал фирменного турбрендовского зайца (игрушку) Вовчика – и тот, кто его ловил, получал от лауреата приз: например, неделю в эмиратском пятизвездочном отеле на двоих. Самые ловкие «ловцы удачи» радости не скрывали, что вообще-то выглядело со стороны забавным: ведь в зале сидели в основном как раз представители туристического сообщества. Не наездились, что ли?