Юлия Шилова о тайнах своего творчества
Научно доказано, что ведение дневника имеет терапевтический эффект. Автор криминальных романов Юлия Шилова взялась за перо, руководствуясь именно этой целью – преодолеть жизненный кризис. Получился роман. А потом еще пятьдесят пять. Так Юлия вошла в тройку самых издаваемых писателей страны. Героини ее книг сильные, уверенные в себе, целеустремленные женщины, проще говоря, стервы. К слову, сама писательница не видит ничего предосудительного в этом определении и старается соответствовать ему не только внутренне, но и внешне. Корреспондент «ВМ» встретилась с автором и поговорила о судьбе сильных женщин на российских просторах.И, о чудо – вместо огневолосой женщины-вамп меня встретила улыбчивая и обаятельная блондинка.[b]Блондинкой быть удобнее[/b] – Непривычно видеть вас в образе блондинки. Такая кардинальная смена имиджа с чем-то связана? – Как только начинаешь что-то менять в своей жизни, уже не хочется останавливаться. Сначала я поменяла издательство, затем – буквально «сбросила с плеч» привычный для многих и довольно агрессивный, образ. Теперь я жалею, что не сделала этого раньше.Оказалось, что блондинкой жить легче и удобнее. Я ощутила это сразу же, как только прикинула на себя этот романтический, нежный и такой обманчивый для окружающих, образ. Как-то сами собой распахиваются двери, галантно протягиваются руки в мою сторону. И, главное, я нравлюсь себе! – Кстати, о смене издательства. Для многих авторов этот процесс проходит безболезненно и незаметно для читателей.Ваш разрыв с «Эксмо» и уход в АСТ спровоцировал целый скандал с обвинениями в ваш адрес. Что произошло? – После моего ухода из издательства на меня была вылита масса грязи, но я прошла сильнейшую жизненную школу и научилась держать удар! Я умею прощать людям их слабости и не реагировать на тех, кто хочет выбить меня из колеи или подчинить своей воле. Мужчинам придется смириться с тем, что на свете есть успешные женщины, живущие по своим собственным правилам. Наше самое главное преимущество – это женская интуиция. Мы более чистоплотны в межличностных отношениях. Мы не боимся рисковать и умеем видеть в людях хорошее. Кстати, на обложке моей новой книги есть такая строчка: «мужчин заводят сильные женщины». И это правда. Нельзя расслабляться и доверять себя, свою судьбу мужчине. Они этого не оценят.– Ну вы уж всех-то мужчин не списывайте со счетов.– Я не списываю, я вычеркиваю последовательно (смеется). Любые перемены в жизни женщины связаны с усталостью от чего-то или кого-то. Я оцениваю людей не по словам, а по поступкам. Пустые обещания не представляют для меня никакой ценности.[b]За успех надо платить [/b]– Скажите, сколько времени у вас уходит на написание одного романа? – Все зависит от моего внутреннего состояния. Обычно это два-три месяца. Я пишу достаточно быстро потому, что не могу отказать себе в ежедневном удовольствии писать.– То есть вы, закончив один роман, сразу принимаетесь за другой? – Никогда! Чтобы нырнуть, необходимо набрать в легкие воздух. Самое сложное для меня время – неделя после сдачи нового романа в издательство. Во-первых, я переживаю за него, как за ребенка, вырвавшегося из родительского дома.Начинаю скучать, чувствовать какое-то внутреннее опустошение. Мне становится жутко скучно, неинтересно и холодно. Я даже реально болею. Тричетыре дня ломки, и уже можно дышать свободнее. Теперь я стараюсь заранее спланировать свой побег из Москвы на это время. Я вырываюсь к морю, туда, где тепло, и действительно ныряю в воду, смываю негатив, усталость и раздражение. Потом что-то происходит. Проясняется картинка, я начинаю замечать детали, яркие краски и ничего не подозревающих людей, частенько будущих прототипов моих героев.– Вам часто задают вопросы про «литературный ширпотреб»? – Я уважаю каждое мнение, при этом я понимаю, что любое творчество – это провокация. Творца либо слепо любят, либо слепо ненавидят. Поэтому я всегда говорю: я благодарна тем, кто меня любит, – они делают меня лучше; и благодарна тем, кто меня не любит, – они делают меня сильнее. Гораздо больше беспокоит прослойка людей равнодушных – они не могут примкнуть ни к одному берегу, ни к другому. А то, что ненавидят, – это нормально. Я отдаю себе отчет: ненависть – это плата за успех. Если кто-то меня не любит, это значит, что он со мной не на одной волне. Книжный рынок сейчас такой огромный, что никто никого за уши не держит. Хорошо, что есть читательская аудитория, которая понимает меня, а я понимаю ее.– А с чего все началось? Как вы стали писать? – В один из самых сложных периодов своей жизни, когда у меня не осталось ничего, кроме детей на руках, одному из которых было восемь месяцев, я почувствовала, что если не разберусь в своей жизни и не избавлюсь от ужаса, царящего внутри меня, я погибну.Встала, оделась, попросила соседку присмотреть за детьми и отправилась на ближайший от дома рынок. Домой я вернулась со старенькой пишущей машинкой. Уложила детей спать и начала писать. Остановилась я только тогда, когда глаза, опухшие от слез, уже ничего не видели, а пальцы не гнулись. Упала на кровать и заснула. Это была моя первая история. Самая страшная, история обо мне.[b]Я была психологически сломлена[/b] – Но ведь чем-то вы занимались до этого? – Конечно. До августа 1998 года я достаточно успешно занималась фармацевтическим бизнесом, который растворился, исчез вместе с планами и надеждами. Это случилось в одночасье, как у многих других людей, застрявших в безвременье. Я еще долго не верила в произошедшую катастрофу – металась между банками, где обнаруживала, что все мои счета заморожены, а у самих банков отозваны лицензии. В тот момент я оказалась полностью психологически сломлена. Крах наступил и в отношениях с супругом. Решение расстаться с ним далось мне непросто, но я в тот момент смогла понять и решиться на разрыв с человеком, который не смог, да и не захотел стать опорой для меня и нашей семьи. И я стала писать. Запираться в комнате и писать. Эмоции постепенно пришли в равновесие. Однажды я поняла, что книга закончена. Я села и перечитала ее всю, от начала до конца, и решила, что это надо издать. Сама решила, сама понесла в издательство.– Рукопись приняли с первого раза? – Принять-то приняли, но потом два месяца «мурыжили» ее в стенах редакции, а затем вялая безвозрастная дама, как положено, закрученная в старую неряшливую шаль, протянула мне папку и, позевывая, сообщила: «Не то!» Я приехала в другое издательство, и там уже действовала совершенно по-другому. Прорвалась через охрану в кабинет редактора. Там сидел очень приятный и интеллигентный мужчина. Я положила ему дискеты на стол. – Здравствуйте, – сказала я,– я – Юлия Шилова! Вы можете опубликовать мой роман. Эти дискеты есть у всех ваших конкурентов. И если вы это не опубликуете, потеряете кучу денег. До этого один мой хороший знакомый мне посоветовал: «Скажи, что у тебя пять романов. В издательствах любят покупать писателя «оптом» на перспективу».Совершенно потеряв стыд, заявила, что у меня их не пять, а шесть, даже шесть с половиной. Редактор позвонил мне на следующий день и сказал, что хочет подписать со мной контракт.– А что дальше? Вы же наобещали «опт».– Оттянуть час передачи пяти романов мне удалось путем отговорок: романы записаны как попало на каких-то газетках, бумажках. Для начала дали две недели. Потом я боролась за каждый день и писала, писала с утра до ночи и до утра.[b]Мужчины всегда были поблизости [/b]– Героини ваших романов такие же яркие, как вы, целеустремленные... Но и агрессивные. В вас тоже это есть? – Я не считаю себя агрессивной женщиной. Агрессивная женщина – это прежде всего неудовлетворенная женщина. Неудовлетворенные амбиции, планы на личную жизнь. Я абсолютно счастливый человек и потому не могу быть агрессивной. И мои героини не агрессивны: просто они ищут свое место под солнцем. Получается так: они были слабыми, а в процессе каких-то жизненных неурядиц становятся сильными. И в них начинает угадываться эта агрессивность.Да, иногда им приходится идти по трупам, но это вынужденная мера. Того, что мои героини – стервы, я не отрицаю. Я считаю, что стерва – это комплимент. Это женщина, которая все в этой жизни делает с остервенением, и мужчины это ценят. Все зависит от того, какой мужчина находится рядом с тобой.– А у вас сейчас рядом есть мужчина? – Я не одна. Это значит, что в моем сердце место не свободно. Штамп в паспорте тут совершенно ни при чем. Мои дети растут. Фамилию, доставшуюся мне от первого мужа, я менять не собираюсь, мне она нравится. В этом плане полный комфорт.– А кто он, ваш избранник?– Он мой избранник.– Вы познакомились с ним, уже будучи знаменитой и успешной? – Для него это не важно. Он много времени проводит в Европе. Он сам успешен и уверен в себе.– Его не утомляет роль друга Юлии Шиловой? – Мне кажется, нет. Конечно, мужчины боятся успешных женщин. Но он не такой. Он вообще мало чего боится в жизни. Во всяком случае, я этого не замечаю. Рядом с ним я женщина. Я могу позволить себе расслабиться на время рядом с ним, но только на время.Повторюсь, мужчин заводят сильные женщины. Рядом с сильной женщиной может быть только сильный мужчина. Только такой может понять и принять ее силу.[b]Досье «ВМ» [/b]Юлия Шилова родилась в 1969 году в пос.Артеме Приморского края. Здесь же окончила среднюю школу. Она поступила на журфак, имея в активе перед творческим конкурсом большущую публикацию в находившемся тогда на пике популярности «Собеседнике». Во время недавней рекламной кампании книг Юлии в московском метро появились плакаты Шиловой с характерным слоганом: «Я пишу со знанием дела».В Москве Юлия живет с 1993 года. Ее первые книги вышли в 2000 году в издательстве «Рипол Классик» – это «Леди Стерва» и «Роковая ночь». Сегодня Юлия входит в пятерку самых тиражируемых писательниц России. На всевозможных круглых столах, конференциях, в опросах и, главное, на прилавках книжных магазинов Шилова конкурирует с Александрой Марининой, Дарьей Донцовой, Полиной Дашковой, Татьяной Поляковой и Татьяной Устиновой.