История наручных часов
[i]Вы знаете, как разглядеть в незнакомце “нового” денди или уличить мелкого мошенника? Очень просто: посмотрите на его часы.Человек с достатком вряд ли позволит себе появиться на людях в дешевых Swatch, и, наоборот, менеджер среднего звена не в состоянии приобрести Rolex. Так поговорим о том, как угадать с покупкой часов и не попасть впросак, если вы решили обзавестись репликой дорогого оригинала, дабы потешить свое тщеславие.[/i]Прогуливаясь по Москве, загляните в подземный переход под Тверской, что у Галереи “Актер”. Среди множества затейливых ларьков, торгующих вещами, сувенирами и нижним бельем, затесался один киоск с внушительным ассортиментом китайских подделок престижных часов. Конечно, покупать эти “раритеты” мы не советуем, а рекомендуем отнестись к ним, как к восковым фигурам мадам Тюссо: наглядное пособие по изучению часовой истории.[b]НЕМНОГО ТЕОРИИ[/b]История часов корнями уходит в средние века. Мы же пробежимся по биографии часов наручных, чьи карманные предки были популярны в XVIII–XIX вв. Собственно фамильные черты (автоматический подзавод, хронограф, вечный календарь, репетир и турбийон) родом из того времени. Наручные часы вошли в обиход после Первой мировой войны, да и на свет они появились благодаря военным. В 1880 г. компания Girard-Perregaux получила заказ на производство 2000 наручных часов для офицеров германского императорского флота. А Cartier в 1911 г. для аристократов, увлеченных воздухоплаванием, создал часы Santos.В приличном обществе вплоть до 30-х гг. наручные часы были признаком дурного тона. Особенно чутко в этом плане относились к светским дамам, что вынуждало часовщиков идти на хитрости. Так появились женские часы Van Cleef & Arpels со скрытым циферблатом, имитирующие браслет.Часы стали воспринимать как украшение. Изобретатели экспериментировали с прямоугольными, квадратными, полукруглыми (“бочка”) формами. В моде был стиль Art Deco, чьи отголоски – часы Eterna 1935 и Reverso от JaegerLeCoultre – дожили до наших лет.В 30-е гг. Великая депрессия опустошила рынок роскоши. Чтобы пережить кризис, швейцарские компании стали объединяться. Omega и Tissot превратились в группу SSIH, к ним присоединилась мануфактура Lemania. В то же время возникло и объединение ASUAG – мануфактуры, производящие “черновые часовые механизмы”, среди которых были заводы ETA.40–60-е гг. называют эрой механических часов. В это время свои шедевры выпустили Patek Philippe, Vacheron Constantin, Omega, Piaget, Zenith. Часы делали ультратонкими, легкими и точными – эталон классического стиля.Никто и подумать не мог, что это стремление приведет в 1969 г. японскую Seiko к выпуску кварцевых часов – революции, перевернувшей часовой мир. В 70–80-е гг. дешевые и точные кварцевые механизмы были востребованы всеми. Конкурировать с ними было невозможно, большинство мануфактур разорилось.В 80-е гг. из кризиса наметился выход: укрупнение компаний. Так, из слияния SSIH и ASUAG возникла Swatch Group, возглавляемая Николой Хайеком, которая приступила к производству дорогих электронных часов Swatch. Отметилась тенденция к возвращению механики, открылись новые фирмы. К 90-м относят ренессанс механических часов: они царствуют в дорогом сегменте рынка, исключение – женские модели (слишком легкомысленны для сложных механизмов).В наши дни тенденция к коммерциализации рынка очевидна: цены ползут вверх. Отчасти это обоснованно: часы стали усложнять (более 16 функций), началась турбийономания (модель “высшего пилотажа” в часовом деле, занятная для созерцания и бесполезная для точности, так как система, созданная некогда для карманных часов, в наручных вредит частоте хода), циферблаты стали огромными (до 45 мм) и ярко декорированными. В чем-то это дань маркетинговым технологиям, считает часовой дизайнер Джеральд Джента. “Это практически гонка на выживание, – уверен он. – Единственное, что можно сделать, – следовать своему вкусу и фантазии, а не гнаться за модой”.[b]НЕМНОГО ПРАКТИКИ[/b]Завершая экскурс в историю, можно сделать ряд практических выводов.Если вы хотите удивить друзей логотипом, но не готовы жертвовать на это дело тысячи долларов, идите в киоск под Тверской или на часовые развалы. Здесь вы найдете все по цене до 2000 рублей. Учитывая ситуацию, не стоит гнаться за брендами класса de Luxe: вас легко уличат в пристрастии к подделкам. А это, как понимаете, не комильфо. Класс de Luxe – это Audenars Piguet, Blaincpain, Breguet, Cartier, Chopard, GerardPerregaux, IWC, Jaeger-LeCoultre, Patek Philippe, Piaget, Rolex, Ulysse Nardin, Vacheron Constantin, Zenith и др. Эту группу дополняют ювелирные часы (например, Van Cleef&Arpels) и все турбийоны.“Средний класс” часов (цена в бутиках от 50 до 150 тыс. рублей) представляют Baume & Mercier, Breitling, Ebel, Eterna, Frederique Constant, Longines, Maurice Lacroix, Omega, Oris, Raymond Weil, TAG Heuer и др. Нижнюю ступеньку занимает Tissot.Особняком стоят часы фэшн-брендов. Их механизм не имеет ценности (за исключением редких марок, например Chanel или Dior), а цена на 90% состоит из переплаты за имя.Если вы решили купить часы на годы, как это рекомендуют делать эксперты, то трату нужно рассматривать как долговременное вложение. Сначала нужно определиться с механизмом: механика или кварц. Не стоит сразу отбраковывать второй вариант: он экономит деньги, более точен, не требует подзавода, обладает интересным дизайном. Большинство женских часов содержат кварцевый механизм, несмотря на бриллиантовый декор снаружи.Если выбор упал на долговечную механику, стоит ограничить спектр марок: многие бренды лишились традиций после 70-х. Они давно принадлежат концернам: Swatch, Richemont, LVMH, Movado. Нелишне поискать “скелеты в шкафу”. Учтите, что в мире лишь несколько мануфактур выпускают собственные механизмы (среди них Ulysse Nardin, Girard Perregaux, Rolex, Audemars Piguet и Patek Philippe). Остальные часы сделаны на базе типовых калибров ETA. Это должно повлиять на ваше решение, но, к сожалению, не отразится на размере траты. Не стоит вычеркивать из списка новые марки. Часто они более честны с клиентами. Помните, механические и ювелирные часы требуют ухода. Далеко не у всех марок есть сервисные центры в нашей стране.[i]Максимально устойчивы к ударам часы с сапфировым стеклом. Наиболее точны механизмы с 28 000 (36 000) полуколебаниями в час (самые распространенные – 21 600). Большое количество (от 18) камней (рубинов) – признак хороших часов. Что касается водонепроницаемости, то ее обычно указывают 3 атм, что означает, что часы не боятся дождя, в часах 5 атм можно неспешно плавать, а в часах 10 атм – неглубоко нырять. Вот такая арифметика.[/i]