Cергей Костин: «Виктория Федорова отказала Голливуду. Из-за нас…»
Странные штуки проделывает наше ТВ.Щелкаешь, бывало, кнопками на пульте, прыгаешь остервенело с канала на канал – там убивают, тут раздевают, а здесь – и убивают и раздевают вместе… то есть глазу отдохнуть не на чем. И вдруг – батюшки-светы! Нормальные люди, нормальные лица, да не просто нормальные, а милые сердцу, родные, почти забытые, оттуда, из того далека, когда «фонтаны били голубые и розы красные цвели…» И – не в кадрах старых фильмов и хроники, а вот сейчас, здесь и живьем! В воскресной передаче «Хвост кометы» на ТВС. Недавно, например — Жанна Болотова! Да она сто лет отказывалась давать интервью! Надо же, как хорошо выглядит… и как это ее удалось уломать – на съемку?! – С трудом, – таинственно ответил мне автор и ведущий «Хвоста кометы» Сергей Костин.– Значит, «на личном обаянии»? Сергей, я видела несколько ваших передач, все мне понравилось. Кроме одного случая.В программе о Донатасе Банионисе про его роль в «Приключениях принца Флоризеля» вы сказали… – Ну, да, да! Да! Не сыпьте мне соль на рану! Знаю, что «ляп» прошел: Стивенсона, по мотивам произведений которого снята картина, обозвали почему-то Честертоном.Очень заметно было, да? – Прямо обидно. И явно ляпто случайный… – Приношу, пользуясь случаем, извинения. Не в оправдание, но в объяснение: все-таки издержки поточного производства, конвейерного. За две недели в Америке, к примеру, мы сняли шесть программ.Сагдеев – помните такого? Наш секретный ученый, который женился на внучке Эйзенхауэра… Елена Соловей, Виктория Федорова… Вообще, с Викой произошла чудная вещь – собственно, я и затевал эту программу, потому что очень хотел сделать фильм о ней. Мы списались, долго все обговаривали, все решили. И вот нам, группе, через два дня вылетать в Америку – и вдруг получаю от нее по электронной почте письмо. Все отменяется, пишет она, мой адвокат мне запрещает с вами общаться.– Почему?! – А потому, что ее историю, историю ее мамы, судьбы, жизни покупает Голливуд. Вопрос решается и будет решаться в течение двух месяцев, вот, говорит, через два месяца – приезжайте. Какие месяцы, нам через два дня лететь! У нас же график, командировка, деньги… ну, и вообще – очень я хотел сделать фильм о ней! Предлагаю: Вика, давайте так. Я приезжаю, снимаю и оставляю вам кассеты с фильмом.Если нельзя – значит нельзя. Но вдруг окажется, что можно вам их использовать в обход Голливуда… – О, Господи, сложности-то какие! – Ну, вот такие законы. И она, конечно, потрясающая женщина, очень милая, посвятила нам два дня целиком. Знаете, что она делает? Тыквы расписывает! – Тыквы?! Которые едят? – Сорт есть такой особый, он как дерево становится, когда высыхает, африканский вид, их потом выдалбливают, воду в них носят… А она – расписывает. Фантастически талантливо! – Под Хэллоуин, что ли? Под страшные маски? – Нет, там гораздо все сложнее, интереснее и красивее. Такой оригинальный вид творчества. И еще книгу написала – про историю Руси времен Золотой Орды. Ну, что я вам буду рассказывать – сами фильм увидите. В конце января.– Так и что с Голливудом-то? – Она позвонила своему адвокату и сказала, что из России приехали такие люди, которым она не может отказать. А самое для нее главное, что это будет хорошо для мамы.– Так и сказала – «для мамы»? – Да. Ну, и короче, кассеты мы взяли с собой.– А Голливуд? – А Голливуд оставили на месте.– Действительно, не тащить же его сюда...– Ну, словом, дело уладили.– Сергей, вы сказали, что очень хотели сделать фильм с Викой Федоровой, а перед этим у вас была Жанна Болотова. Такие разные женщины, Болотова вообще такая «железная леди», вся из принципов. Как же вам удалось ее уговорить? – Ну, не знаю, я рассказал, какие фильмы сделал, может быть, и это сыграло. Снимали у них на даче, сделали программу, потом на канале показали ролик-анонс. Знаете, как это бывает, нарежут кусочки и дают в эфир. И дают кусочек, где она произносит фразу: «Теперь я понимаю «белых». В отрыве от контекста прозвучало, конечно, убийственно! Она мне позвонила и говорит, что всю ночь не спала, ругала себя старой дурой, зачем пустила в дом врагов, дверь им открыла! Ролик роликом, а передача ей в конце концов понравилась, во всяком случае, она поняла, что мы ее никак не подставили, не обидели.– По-моему, это прекрасно, когда у человека есть идеалы и он за них горой. Михаил Шатров в одной из ваших передач тоже говорит об идеалах юности, которым нельзя изменять.– Хотя я так и не смог понять, как можно было стать таким, когда по твоей судьбе катком прошелся век-волкодав. Писать о Ленине, о партии, «петь» революцию… – Это ваше «недоумение» было видно. Но при этом выглядело все очень интеллигентно.– Спасибо. Знаете, было приятно, когда после эфира позвонил Михаил Филиппович и сказал, что его знакомые в один голос сказали: мол, первое интервью, где тебя не пытаются выставить дураком! – Сергей, а много остается за кадром? – От материала зависит, мы никогда не стремимся тянуть время. О Банионисе просто грех было не сделать две части.Потрясающая история, удивительный человек! – А еще вы отыскали Ларису Мондрус, Розу Рымбаеву. Мы их забыли, а вы напоминаете… – Мне просто очень жаль, что мы так расточительны: не уберегли таких людей, «забыли их», а они все равно не сломались. Потрясающая, уникальная актриса Елена Соловей! Что, для нее сейчас не нашлось бы роли? – То есть если какой-нибудь режиссер-продюсер, посмотрев вашу передачу, снял бы трубку и позвонил Розе Рымбаевой и пригласил ее петь, вы бы считали свою программу выполненной? – «Программу» – выполненной? Что-то вроде каламбура? Ну, по сути, вы правы.[b]ДОСЬЕ «ВМ» [/b]Костин Сергей Васильевич. Редактор, сценарист, автор проектов «Новейшая история» (НТВ), ток-шоу «Национальный интерес», документальных фильмов «Красная мафия», «Завтра Апокалипсис», «Неизвестный Ленин» и других. Родился в 1950 году в Петрозаводске. Окончил переводческий факультет Московского государственного педагогического института иностранных языков им. М. Тореза и сценарный факультет ВГИКа. Владеет французским, английским, немецким, итальянским языками.