Утомление укрощением
[b]Премьеру «Укрощения укротителей» «Ленком» выпустил за рекордно короткий по своим меркам срок – всего лишь через восемь месяцев после предыдущего «Шута Балакирева» и всего лишь на месяц-полтора позже объявленного срока. На сей раз Роман Самгин, поставивший ранее «Город миллионеров» под «художественным руководством» Марка Захарова, ставил самостоятельно.[/b]Джон Флетчер приходился Шекспиру младшим современником и даже соавтором (например, шекспироведы самых разных направлений сходятся на том, что он дописал последнюю пьесу Шекспира «Генрих VIII»). В Москве пьеса Флетчера «Награда женщине, или Укрощение укротителя» почти не ставилась – наверное, по причине своей непобедимой вторичности. Разве что в 50-х годах в Ермоловском театре в роли похотливого старого жениха Морозо блистал Георгий Вицин. «Укрощение укротителя» является пародийным продолжением шекспировского «Укрощения строптивой». «Ленком», в свою очередь, перекроил Флетчера на свой фасон, уповая на снисходительность сэра Флетчера.В комедии Шекспира бравый мачо и при этом тонкий психолог Петруччо сумел не просто усмирить строптивую девушку на выданье Катарину, но и сделать из нее жену тихую и покорную. В комедии Флетчера Петруччо, уже овдовевший, но все такой же «мачистый» (еще бы, Дмитрий Певцов играет), находит себе новую строптивую – красавицу Марию (Мария Миронова), которая Петруччо своего страсть как любит, но обходительным манерам поучить его ничуть не прочь и в воспитательных целях на брачное ложе мужа не допускает.Уроки страсти нежной несколько затягиваются. Нетерпеливый муж сбегает на войну, которая очень скоро становится для него постылой, а затем тайно возвращается и под видом призрака шпионит за своей соломенной вдовушкой вплоть до полного хеппи-энда в виде соединения двух строптивых, но укрощенных укротителей. Это главная, но не единственная сюжетная вариация на тему «милые бранятся – только тешатся». К финалу здесь образовываются сразу три счастливые пары, одну из которых незамысловато и обаятельно играют студенты РАТИ (случай почти беспрецедентный) Ирина Денисова и Баатор Калаев.В «Укротителях» пародируется все и вся. Дмитрий Певцов, чей герой старательно прячет кротость под бравадой, разом разделывается с собственным образом супергероя «по прозвищу Зверь», в котором его по преимуществу и видят режиссеры сериалов.Художница Елена Степанова пародирует знаменитый занавес Давида Боровского из любимовского «Гамлета», который двигался, жил, прятал соглядатаев, сметал со сцены. Ее живописно драная дерюжка с изнанкой из ковриков тоже двигается по сцене очень резво, обозначая смену декораций. В тексте высмеиваются самые знаковые моменты шекспировской пьесы пьес – и появление призрака, в одежды которого рядятся все кому не лень, и святая святых мирового театра – гамлетовский монолог «Быть или не быть».В сюжетную канву Джона Флетчера вплетены «понравившиеся строчки других драматургов», отчего текст превращается в калейдоскоп реприз, где тема телесного низа в духе Рабле оказывается на первом месте.Словом, будь «Укрощение укротителей» номером для капустника на день театра – цены бы ему не было. Но в контексте репертуарного театра, на фоне ленкомовских же спектаклей, «Укротители» смотрятся довольно-таки плоско. Можно было, конечно, порассуждать по этому поводу про традиции площадного театра и карнавальную культуру, если бы линейно-поступательный вал бесконечного веселья «Укротителей» не был таким утомительным.В актив удач «Ленкома», по-моему, стоит занести в первую очередь замечательную игру молодой актрисы Олеси Железняк (тетя Бьянка – роль второго плана).Уморительная пластика накладных отвислого бюста и зада, бабья мудрость, площадная брань, старушечья хитрость, молодцеватый задор – все в ней чрезмерно и все органично.Инерция успеха, которая очень сильна в этом театре, не оставит «Укрощение укротителей» без переполненного зала. Но в целом новая премьера «Ленкома» выглядит занижением собственной планки.