Дмитрий Астрахан уверен, что «На свете живут добрые и хорошие люди»

Дмитрий Астрахан уверен, что «На свете живут добрые и хорошие люди»

Культура

КАЖДЫЙ из нас слышал, что наши истинные желания непременно исполняются. Проблема лишь в том, что не всегда легко распознать, чего же на самом деле ты хочешь. Кроме того, мечты могут сбыться совсем не скоро...Для героя фильма Дмитрия Астрахана «На свете живут добрые и хорошие люди», провинциального учителя истории Дмитрия Исаева (Сергей Горобченко), этот процесс оказался более упрощенным. Ему попала в руки волшебная книга, быстро и без помех исполняющая желания не только своего владельца, но и каждого человека, на которого владелец решит книгу направить.Вообще сказка об исполнении желаний довольно популярна в различных культурах, и суть ее в том, что, воплощая желание в жизнь, человек наносит себе и миру вред, который затем вынужден магическим же способом исправлять.Мудрым сказочникам давно известно, что многие наши желания не идут нам на пользу. Но Дмитрий Астрахан переходит из философской и психологической области в социальную, размышляя не о человеческой природе вообще, а о нравах простых тружеников, не обремененных образованием и привыкших к постоянному употреблению крепких напитков.Главным героем фильма становится не учитель Исаев, но сам город Зареченск, где никто не хочет работать, но все отличаются пристрастием к хоровому пению, особенно за столом. Как тут не вспомнить известные слова профессора Преображенского из «Собачьего сердца»: «Если я, вместо того чтобы оперировать, каждый вечер начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха!» Однако данное положение вещей устраивает, кажется, всех, кроме Исаева. Тем не менее авторы тщатся найти выход из ситуации и доказать тезис, вынесенный в заглавие фильма. И потому выясняется, что наш народ мечтает о подвиге. Из близлежащей колонии вырываются уголовники, а жители города Зареченска самоотверженно их побеждают. Тут-то и проявляются скрытые до поры до времени замечательные душевные качества простых людей.Одна беда: чтобы эти добрые чувства оказались заметны, потребовались экстремальные условия. То есть получается так: в обычной жизни люди ведут себя по-свински, а грянет беда – сразу герои. А если, не дай бог, не грянет, так сплошное свинство и останется.Узнаваемы картины провинциальной жизни, до боли знакомы народные типажи. Замечательно изображен массовый праздник, бессмысленный и беспощадный. Весьма достоверно играют исполнители практически всех ролей, даже самых маленьких. Но вот ведь парадокс: очень убедительно изображают авторы фильма на экране всякие форменные безобразия. А как доходит дело до народного подвига – смотришь и какую-то неловкость чувствуешь.Видно, сам Астрахан – человек добрый и хочет за ближних своих слово замолвить, да только не медвежья ли услуга получается? Люди-то вокруг хорошие, но настолько не орлы… Ничего другого не остается, кроме как свести все на шутку, что и делают авторы фильма. Но, кажется, они сами не до конца уверены, что это действительно веселая шутка.«Хороший человек – еще не профессия», – с огорчением констатируем мы, когда славный и симпатичный сотрудник запарывает важную работу. Так и здесь, после просмотра фильма приходится признать, что хотя доброта и важнейшее качество, ее одной для жизни недостаточно. И не стоит застывать в самолюбовании. Если убедить себя в том, что мы и так хороши, можно и вовсе убить в себе стремление к чему-то лучшему. Простить себе и лень, и пьянство, и зависть. Вваливаться в дом почти в бессознательном состоянии. Радоваться соседским неприятностям.Но разве так живут добрые и хорошие люди?

Google newsYandex newsYandex dzen