Авторы знаменитых советских фильмов не получают от ТВ ни копейки
ОТСТАИВАТЬ в Конституционном суде свои права, а по большому счету – и права всех своих коллег решил легендарный кинорежиссер Павел Любимов, автор известных отечественных кинофильмов: «Женщины», «Школьный вальс», «Весенний призыв» и многих других. Дело в том, что по современному законодательству только композитор имеет официальное право получать авторские гонорары с трансляций кинокартин.[b]Фемида против режиссеров[/b]Сам Павел Григорьевич, долгие годы проработавший на Киностудии им. Горького, уже вышел на пенсию, но желание восстановить справедливость у режиссера (теперь уже официально не зависимого от различных киноорганизаций) осталось. Его фильмы, как показала жизнь, востребованы всегда, и их постоянно «крутят» по телевидению.Сам же он не получает за них ни копейки – ни от Российского авторского общества (РАО), ни от Киностудии им. Горького, у которой сменились хозяева.Сначала режиссер вместе с коллегами обратился в Останкинский суд с требованием выплатить ему вознаграждение в соответствии со ставками, утвержденными постановлением правительства № 524 от 29 мая 1998 г.Служители Фемиды отказали, сославшись на статью ГК РФ, где говорится про композиторов, а про режиссеров – ни слова.Затем Любимов подал иск в Замоскворецкий суд и просил взыскать за трансляцию по телевидению фильма «Школьный вальс» вознаграждение в размере 1000 руб. – и получил тот же результат. Но Павел Григорьевич решил идти до конца, и если из Конституционного суда, куда он недавно направил жалобу, придет все тот же неутешительный ответ, намерен обратиться в Страсбург.– Я не очень верю, что Фемида примет сторону режиссеров, да и мне в моем возрасте, наверное, уже поздно об этом хлопотать, – вздыхает 72-летний кинематографист. – Но это важно не только для меня. В советские годы во время работы над фильмом мы, участники съемочной группы, получали обычную зарплату, а после завершения картины – разовый авторский гонорар. Никаких денег за трансляции уже вышедших на экраны фильмов те, кто над ними работал, не получали. Но мы все жили в таких условиях и считали, что это в порядке вещей…[b]Композиторам повезло[/b]Времена изменились, появились новые законы, и авторам художественных произведений у нас в стране начали выплачивать гонорары. Но справедливость восстановили только по отношению к композиторам. А о режиссерах законодатели как-то не подумали. На самих композиторов Павел Григорьевич никакой обиды, конечно, не держит. По его словам, во время работы у него никогда не возникало конфликтов с авторами музыки – наоборот, было полное взаимопонимание. Саульский, Журбин, Шаинский – все понимали его с полуслова.– Композитора я считаю главным своим соавтором. Когда решение поставить тот или иной фильм возникало у меня еще только на уровне идеи, я уже задумывался о том, какого композитора пригласить. И только определившись с автором музыки, начинал думать об операторе, об актерах и т. д.Кинорежиссер и композитор во время работы неразрывно связаны, и музыка в данном случае – это не отдельно транслируемое произведение, а часть фильма.По словам Любимова, обычно он не использовал в картинах уже готовые произведения композиторов, музыка создавалась специально для его фильмов. Вообще принцип работы такой: режиссер ставит перед композитором задачу, и тот ее выполняет...Когда мы общались с Любимовым, по одному из центральных телеканалов как раз шла его картина «Женщины».– Ее всегда показывают накануне 8 Марта, – заметил режиссер. – Помню, как только я прочитал одноименный рассказ и задумал снять фильм, мне сразу пришла на память песня Френкеля «Текстильный городок». И я понял: только Ян Абрамович сможет написать музыку для этой картины. А как было интересно работать с замечательным, талантливым Владимиром Шаинским, хотя мы и разные по характеру! Правда, поначалу у нас возникла одна сложность. Шаинский – песенник, и он мог писать музыку только вместе с текстом, отдельно не получалось. А мне в кино песни были не нужны – только музыка. Тогда я придумал вот что. Давал ему уже готовые стихотворения Бернса, Блока, и он писал к ним мелодии. В итоге получилась прекрасная музыка к картине «Школьный вальс».[b]Право имеют, а деньги – нет[/b]– За 2008 г. РАО для композиторов собрало с телевидения 400 млн руб. – объяснил «ВМ» юрист Гильдии кинорежиссеров России Игорь Лабутичев. – А между тем помимо композитора такое же полноценное право на вознаграждение от публичной трансляции советских кинолент имеют автор сценария, режиссер-постановщик, главный оператор и художник-постановщик.Председатель Комитета ГД РФ Павел Крашенинников обещал учесть эту озабоченность авторов еще несколько лет назад, но, увы, не учел.Идею Павла Любимова поддерживают и другие деятели кино – например, польский режиссер и сценарист Ежи Гофман, которому Замоскворецкий суд также отказал в иске. Когда Любимов подавал иск в Останкинский суд, к нему присоединились режиссеры Татьяна Лиознова, Владимир Фокин, Михаил Юзовский и оператор Игорь Клебанов. Но получив отрицательный ответ, они отчаялись, и только Павел Григорьевич решил идти до конца.Мне известно, что с позицией Любимова согласен и Никита Михалков, поручивший юристам СК России разобраться в ситуации. А кинорежиссер, народный артист СССР Марлен Хуциев, зная о деле Любимова, на днях послал официальное обращение секретарю Общественной палаты Евгению Велихову, в котором изложил ту же проблему.