Московский рынок труда самый стабильный
Подведение итогов годичной деятельности столичной службы занятости всегда было доброй традицией. Результаты работы многотысячного коллектива можно оценивать по-разному. Как по основным направлениям и показателям, так и по ревностному отношению к общему делу. Надо сказать, минувший год был во многом определяющим для рынка труда не только Москвы, но и России. Введение второй части Налогового кодекса поставило вопросы финансирования службы занятости в рамки жесткого бюджетного исполнения. Отсюда в начале прошлого года возникало множество опасений: а способна ли столичная служба занятости сохранить темпы и натиск работы? Не растерять накопленный потенциал? Не скажутся ли реорганизационные мероприятия на качестве обслуживания москвичей?Словом, вопросов тогда было больше, чем ответов. От успеха их решения зависело социальное благополучие горожан.[b]Обо всем этом рассказывает первый заместитель мэра в правительстве Москвы, руководитель Комплекса социальной сферы Людмила Швецова.— Людмила Ивановна, если судить по цифрам, то реорганизационные мероприятия службы занятости практически не отразились на численности официальной безработицы в городе?[/b]— Действительно, в отношении перспектив сферы занятости в начале прошлого года мы имели серьезные опасения. И на то были существенные причины. Перейти в одночасье от внебюджетного финансирования к бюджетному, свернуть ряд активных программ занятости и взяться за реализацию новых, пережить сокращение штатной численности службы – все это способна пережить лишь структура, по-настоящему востребованная жителями нашего города. Не хочется делать преждевременных выводов и говорить о каких-то глобальных достижениях или потерях, но то, что в минувшем году произошло уменьшение числа безработных с 36 тысяч до 34 тысяч человек по сравнению с 2000 годом — все это не может не радовать.[b]— Нет ли ощущения, что столичная служба занятости переносит все лишения и тяготы за счет накопленного запаса прочности?[/b]— Доля правды в этом, безусловно, есть. Ведь создавая службу занятости десять лет назад, столичное руководство принципиально было настроено на создание мощной и действенной структуры социальной защиты населения. Так оно и произошло. Судите сами, по различным аспектам трудоустройства и занятости в службу ежегодно обращается, начиная с 1998 года, более миллиона человек. Примерно каждый третий из них по вопросу трудоустройства. Свыше 11 тысяч в минувшем году прошли профессиональное обучение, а образовательные услуги — свыше 17 тысяч москвичей. Причем эффективность обучения очевидна — более 85% трудоустраиваются. Необходимо отметить, что руководство вновь созданного Департамента федеральной государственной службы занятости населения по городу Москве, приступая к работе, понимало специфику столичного рынка труда и занятости. Я считаю, нам вместе удалось сделать правильные акценты, благодаря чему не потеряны самые важные наработки и сохранен основной костяк коллектива службы занятости.[b]— Говоря о безработице, нельзя не спросить о ее структурных особенностях.[/b]— Больше всего не устроено женщин – 74,4 процента от общего числа безработных. Помимо специальных программ обучения, поддержки предпринимательства, развития надомного труда, которые реализует Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Москве, существует еще и Женский деловой центр, где с женщинами работают более скрупулезно. Вместе с тем здесь больше вопросов, нежели ответов. Доля женщинбезработных по сравнению с 2000 годом, к сожалению, не сократилась, а даже выросла (в 2000 г. — 72,9 процента).Также непростая ситуация с молодежной занятостью. В минувшем году доля молодых безработных снизилась с 19,6 до 19,3 процента (по численности с 7,1 тысячи до 6,7 тысячи человек), но говорить об этом как об успехе я считаю нескромно. Проблема с их устройством — вечная тема для разговоров: нет опыта работы, а имеющиеся у них знания иногда просто не стыкуются с тенденциями на рынке труда. Не секрет, сегодня работодатель ищет такую наемную силу, которая, как известная курочка, уже на следующий день после зачисления в штат должна нести золотые яйца… Я думаю, большого воображения, чтобы ответить на вопрос, что такое безработный молодой человек, не нужно. В связи с этим мне хочетсяотметить значительный вклад центра занятости молодежи «Перспектива», который, несмотря на финансовые трудности, ведет большую работу с подростками. Организует для них конкурсы юных предпринимателей, вывозит на лето в подмосковные хозяйства на заработки, вовлекает много ребят в общественные работы во время каникул.[b]— В конце прошлого года столичное правительство, общественные объединения работодателей и профсоюзы подписали Трехстороннее соглашение на 2002 год. Какие основные параметры заложены во взаимные обязательства всех сторон касательно перспектив рынка труда в этом году?[/b]— Один из первых пунктов – это обеспечение занятости населения города. Мы договорились не допустить роста регистрируемой безработицы выше 0,8% от экономически активного населения города Москвы. По-прежнему будем принимать совместные решения о создании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите. Традиционно окажем всяческую поддержку развитию и сохранению системы профессионального обучения и подготовки кадров. Мы хотели привлечь как можно большее внимание к тем профессиям, которые сегодня принято считать «неходовыми» или непрестижными. Как правило, это рабочие профессии. Давайте только вдумаемся: на конец 2001 года заявленная предприятиями и организациями потребность в работниках составила аж 174 606 человек! С этой целью будет проведен и ежегодный конкурс профессионального мастерства «Московские мастера». Но еще раз возвращаясь к теме вакансий, следует подчеркнуть, почему безработные не спешат их занять. Дело не только в престижности-непрестижности той или иной профессии. Несмотря на рост числа вакансий, число реально доступных и подходящих для трудоустройства мест и вакантных должностей ниже заявленного количества. Это обусловлено существующим дисбалансом спроса и предложения рабочей силы и низким уровнем зарплаты предлагаемых вакансий. Замечу, только 16 процентов заявленных вакансий обеспечивают заработок выше среднего по городу размера зарплаты, который в октябре-ноябре составлял 7100 рублей. В связи с этим в соглашении мы заложили минимум оплаты труда в Москве на 2002 год: 1100 рублей в месяц с 1 января, 1270 рублей – с 1 сентября 2002 года.[b]— Ходят слухи, что в этом году будут свернуты некоторые программы занятости, а оставшиеся будут существенно урезаны в финансах?[/b]— Это не слухи, а реальность. О таких перспективах мы знали давно. В частности, прекращается финансирование мероприятий по организации временных работ несовершеннолетних граждан. Кроме того, под большим вопросом дальнейшее развитие программы «Молодежная практика». В городе ежегодно десятки тысяч ребят вовлекались в эти мероприятия. Что с ними будет в дальнейшем? Хорошо, что в свое время мы подстраховались общегородской программой «Молодежь Москвы». Там эти задачи прописаны. Видимо, придется и здесь искать какой-то выход из ситуации. Кстати, совсем недавно созданный в форме государственного учреждения «Московский штаб студенческих отрядов» — шаг в нужном направлении.[b]— В ближайшее время столичное правительство будет утверждать Программу содействия занятости населения Москвы на ближайшие четыре года. На ваш взгляд, какие наиболее важные задачи будут решены в рамках ее реализации?[/b]— В контексте исполнения Генеральной схемы планируется создание свыше 100 тысяч новых рабочих мест. Около миллиона москвичей получат содействие в трудоустройстве, консультации по трудовым вопросам получит около четверти миллиона горожан. На эти цели будет направлено более 4,2 миллиарда рублей.Правительство Москвы, Московская служба занятости, другие заинтересованные структуры будут делать все, чтобы столичный рынок труда и впредь оставался одним из самых стабильных.[b]— Спасибо за беседу.[/b]