Анхель Гутьеррес. «Русский испанец» приехал отметить свой юбилей
В Испанском культурном центре на Кузнецком Мосту Анхель Гутьеррес встретился со своими соотечественниками и друзьями юности. Шестилетним ребенком на корабле его привезли в Россию во время гражданской войны в Испании. Будущий режиссер-классик, один и лучших в мире постановщиков спектаклей Чехова, выпускник ГИТИСа, воспитывался в детдоме, но для него это были счастливые годы. Посол Испании в Москве Игнасио Ибаньес с большим интересом слушал воспоминания Гутьерреса о Москве, дружбе с великими людьми.
Господин посол вступил на этот пост 1 апреля, и он пока только знакомится с Москвой.
«ВМ» Анхель Гутьеррес рассказал о дружбе с двумя гениями — Владимиром Высоцким и Андреем Тарковским.
«Нежность, тишина и доброта Андрея»
— Два года я жил в квартире Андрея Тарковского, когда писал свой сценарий, а Андрей снимал фильм «Зеркало». Андрей — большой ребенок: непосредственный, увлекающийся, любознательный, очень умный, пытливый, но не совсем счастливый. Мы с ним сблизились во многом потому, что я детдомовец, а Андрей — безотцовщина. Точнее, отец у него был — поэт Арсений Тарковский, только он рос без него и очень переживал из-за этого. Андрей был невероятно нежный человек. Тихий-тихий. На наших вечеринках он молча сидел в уголочке, слушал и включался в обсуждение только тогда, когда речь заходила о его любимых художниках, в частности о Леонардо да Винчи, или о режиссерах.
В годы нашей дружбы Тарковский больше всех режиссеров любил испанца Бунюэля, а потом уже полюбил Куросаву и Бергмана. Еще Тарковский обожал испанские песни под гитару. Когда я начинал играть и петь, Андрей кричал от восторга: «Еще! Еще!». Когда Андрей входил в «страсть», в нем просыпался барс — глаза горели, весь был готов к бою. Мы много говорили с Тарковским о смысле жизни, и для Андрея смысл жизни был в постоянном совершенствовании души. Андрей верил в Бога, в ангелов, в бесконечность духа. Он очень хотел прийти на похороны Пастернака, но мы, друзья, убедили его не делать этого. Для него в те годы это было опасно. И еще — Тарковский был очень добрым человеком. Мне странно читать о нем другие мнения. Между прочим, это Тарковский попросил меня устроить Высоцкого в Театр на Таганке, к Любимову. Высоцкого выгнали за прогулы из Театра Пушкина, и Тарковский умолял меня помочь Володе с театром, и я с радостью это сделал.
«Я оказал медвежью услугу Высоцкому»
— Я хорошо знал Юрия Любимова, дружил с ним до открытия Театра на Таганке. Когда открылся Театр на Таганке, Юрий просил меня помочь с подбором актеров. В это время Володю Высоцкого уволили из школы-студии МХАТ. Володя на вид был московским дворовым мальчишкой — невысоким, невзрачным, но когда он начинал петь, превращался в красавца. На просмотре к Любимову Высоцкий прочитал Маяковского, что-то еще, и только тогда, когда стал исполнять свои песни под гитару, тогда Любимов его принял в театр, распорядился оформить незамедлительно. Я думаю, что профессиональная карьера Володи началась именно с этого момента.
К 85-летию Анхеля Гутьерреса вышел двухтомник «Дневники русского испанца». Издательский дом Академии Жуковского выпустил в свет записи, которые режиссер вел с 16 лет каждый день. В дневниках отражена документальная летопись театральной истории начиная с конца 40-х и до начала 70-х годов.
Подготовка дневников Анхеля Гутьерреса стала возможна благодаря помощи русских соотечественников в Испании из Координационного совета соотечественников Испании, председателем которого является Ольга Шувалова. Рабочая группа под руководством члена Актива Совета Елены Александровой в течение трех лет проводила подготовку рукописи дневников Анхеля Гутьерреса к изданию. Мэтр всех поименно поблагодарил в своей книге за неоценимую помощь, благодаря которой в кратчайший срок книги увидели свет.
СПРАВКА
Анхель Гутьеррес родился в 1932 году в Испании. Во время гражданской войны был вывезен в СССР в пароходном трюме. Воспитывался в детском доме. Учился в ГИТИСе, затем там же преподавал. По выпуску из ГИТИСа по собственному желанию уехал в театр имени А.П.Чехова в Таганрог. Затем работал в театре «Ромэн», стоял у истоков создания Театра на Таганке. С середины 1970-х годов живет в Испании, в начале 80-х создал единственный русский Театр имени А. П. Чехова, за пределами Советского Союза в Мадриде.
Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!