Хозяйка Кремля
[b]– Елена Юрьевна, какое событие вашей жизни подтолкнуло к выбору будущей профессии?[/b]– Не могу сказать, что нечто особенное. Например, что увидела какуюто репродукцию, например, в «Огоньке». Или впервые побывала в «Эрмитаже». И с этой минуты, с этого мгновения я решила… Нет, все не так. Просто в какой-то момент я осознала, что именно этим хочу заниматься. И не жалею о своем выборе.Прежде чем совершить тот или иной поступок, я наблюдаю за всем, что происходит вокруг. Но имейте в виду – я не мистик! Мы вынуждены принимать решения и должны понимать, как они влияют на нашу жизнь и образ мыслей. И хотя предвидеть все на сто процентов, естественно, невозможно, но игнорировать подобное нельзя.[b]– Кремль был и остается главным музеем страны. Но музей – существо не окаменелое, а постоянно развивающееся. Что является основной движущейся силой развития музеев Московского Кремля?[/b]– Конечно, люди. Активный, профессиональный и бесконечно любящий музейное дело коллектив. Ведь в любом деле без команды единомышленников ничего не сдвинешь. И у нас в Кремле такая сила есть.[b]– Поделитесь, пожалуйста, формулой успеха музейного дела, если она есть?[/b]– Ну что ж, в этой формуле, наверное, будет не очень много составляющих: уважение к наследию прошлого, ответственное отношение к настоящему и открытость новому.[b]– Всему миру известны наши женщины, бережно хранящие наследие прошлого. В ГМИИ имени Пушкина – Ирина Антонова, в Царском Селе – Ольга Таратынова, во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике – Алиса Аксенова. Как вы думаете, отчего в российских музеях «правят бал» дамы?[/b]– Не совсем с вами согласна. Мужчины в музеях вовсе не редкость. Давайте вспомним Михаила Борисовича Пиотровского – директора Государственного Эрмитажа, Сергея Владимировича Авдонина, руководящего Государственным музеем керамики и «Усадьбой Кусково XVIII века», Геннадия Викторовича Вдовина – заведующего музеем-усадьбой «Останкино», и недавнее назначение Алексея Константиновича Левыкина на должность директора Исторического музея, где до него долгие годы эту должность занимал Александр Иванович Шкурко.Ну а что касается перечисленных вами «музейных» дам, то наши российские женщины, всегда готовы решать непростые задачи. Ведь быть руководителем музея, разбираться в административных вопросах, поддерживать достойный научный уровень, вникать в тонкости, скажем, архитектурной реставрации и даже строительства – очень сложное дело.[b]– Расскажите, пожалуйста, о главных реставрационных работах, которые ведутся на территории музея.[/b]– Сейчас самые активные работы проходят в Архангельском соборе, в его южной пристройке, где мы планируем разместить музей, посвященный разрушенному в 1929 году Вознесенскому монастырю.Также завершается реставрация Благовещенского собора, в подклете которого со временем откроется постоянно действующая экспозиция археологических находок, обнаруженных на территории Московского Кремля.[b]– Большинство музеев столицы находятся в режиме стройки. А главный музей нашей страны намерен расширяться?[/b]– Когда-то я говорила, что завидую всем музеям, у которых есть современные большие площади. Мы показываем замечательные большие выставки из нашего собрания за рубежом, а дома в нашем распоряжении лишь два камерных помещения Выставочного зала Успенской звонницы и Одностолпной палаты Патриаршего дворца, экспозиция Оружейной палаты, и наши посетители в результате могут видеть лишь пятую часть коллекции, хранящейся в музеях Кремля. Да, мы мечтали о площадке рядом с Кремлем, о новом выставочном комплексе. Его строительство было и остается для нас насущной проблемой, и мы активно работаем над этим проектом.[b]– Некоторые музеи стали уделять более пристальное внимание современному искусству. Возможно ли, чтобы в стенах Кремля появились выставки, посвященные современному искусству?[/b]– Конечно, почему нет.Еще в 2001 году мы показывали предметы современного ювелирного искусства на выставке «Алмазы России ХХ века», а в 2012 году принимаем у себя произведения британского скульптора Генри Мура, крупнейшего мастера ХХ столетия, предоставленные Фондом Генри Мура, Британским советом, рядом музейных собраний Великобритании. Так что от коллег не отстаем![b]– Какие удивительные открытия ждут нас в нынешнем году в музеях Московского Кремля?[/b]– В настоящее время у нас продолжает работать экспозиция из стамбульского музея-дворца Топкапы «Сокровища османских султанов». В сентябре наших посетителей ждет знакомство с наследием замечательного ювелира Рене Лалика. На ретроспективной выставке его работ мы показываем восхитительные предметы декоративно-прикладного искусства из различных мировых музейных и частных собраний.Завершит нынешний год экспозиция «Иностранные ордена в России», где будут представлены орденские знаки императоров и императриц из коллекции музеев Московского Кремля, грамоты монархов стран Европы и Азии о награждении русских царей и цариц высшими орденами своего государства. А также произведения декоративно-прикладного искусства, связанные с этими награждениями, портреты российских монархов, орденские статуты и документы, костюмы кавалеров иностранных орденов.[b]– Изменило ли жаркое лето ваши планы?[/b]– Конечно, все страдают от этой изматывающей жары. Но, думаю, что нынешняя московская погода никак на наш рабочий график не повлияла. Все, что было запланировано, – делается.[b]Справка «ВМ»[/b][i]Государственный историкокультурный музей-заповедник «Московский Кремль» был образован в 1991 году на базе государственных музеев Московского Кремля. Он расположен в центре Москвы, на территории Московского Кремля. Это крупнейший архитектурный ансамбль мира, включающий памятники, которые были возведены с конца XV по XX век.Исторически Московский Кремль был резиденцией власти, и в наши дни в нем находится резиденция президента России. Это уникальный музейный комплекс, включающий в себя музеи-соборы: Успенский, Архангельский, Благовещенский; церковь Ризположения, Патриаршие палаты XVII века с церковью двенадцати Апостолов, ансамбль колокольни Ивана Великого и Государственную Оружейную палату – музей-сокровищницу.В отдельной экспозиции, расположенной в подклете Благовещенского собора, представлены материалы по археологии Кремля. Музеи Кремля хранят уникальные произведения в различных жанрах искусства, дающие представление о парадном церемониале дворов светских и духовных правителей. Здания, в которых расположены музеи, – уникальные архитектурные сооружения различных школ и эпох, построенные выдающимися архитекторами и мастерами, сохранившие великолепные интерьеры XVI–XVII и середины XIX веков.[/i][b]Досье «ВМ»[i]Елена ГАГАРИНА[/i][/b][i] родилась в Москве.Окончила отделение истории искусств исторического факультета МГУ.Работала научным сотрудником, заведующей отделом, заместителем директора в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.В 2001 году была назначена генеральным директором Музея-заповедника «Московский Кремль».Кандидат искусствоведения.[/i]