Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Идущий на смех

Развлечения
Идущий на смех

Александра Семеновича знают все. То есть не все знают, что знают, но тем не менее… Короче говоря, многие шутки Каневского стали народными, оторвались от автора и живут своей жизнью. Поэтому можно сказать, что многие знакомы с Каневским, хотя даже не подозревают об этом. Александр Семенович написал множество интермедий для таких популярных в шестидесятые годы персонажей, как Тарапунька и Штепсель. Одно их появление на телеэкране или сцене вызывало улыбку. Еще Каневский – автор сценариев мегапопулярной передачи «Кабачок «13 стульев». Во время эфиров этой программы «вымирали» советские города и села. Пани Моника, пан Спортсмен и другие персонажи «Кабачка» становились почти что родственниками для миллионов советских людей. Еще Каневский сочинял короткометражки для киножурнала «Фитиль». По его пьесам ставились спектакли… А в 90-е годы уже немолодым человеком Александр Каневский эмигрировал в Израиль. Казалось бы, чужая страна, другой язык, иные нравы должны были «убить» юмориста Каневского. Как шутить, если неродное все вокруг, если поводы для смеха другие и ты не вполне их понимаешь? Но творческой смерти не произошло. Каневский продолжает активно работать. Недавно мы встретились в Тель-Авиве и поговорили о прошлом, настоящем и будущем писателя. [b][i]Время – как ржавчина[/i][/b] [b]– Александр Семенович, вы часто общаетесь со своими коллегами?[/b] – Стараюсь, конечно, общаться почаще, но время… оно, как ржавчина, стирает отношения между людьми. На презентацию моей книги «Смейся, паяц» недавно приехали мои коллеги – Леонид Якубович, Генадий Гладков, Юлий Гусман, Валентин Гафт, Борис Грачевский, Армен Джигарханян, Клара Новикова и многие другие. Это меня, конечно, радует. Они ведь подверглись страшным испытаниям – деньгами и славой, но остались людьми. А многие из знакомых, и даже друзей, в прошлом испытаний «медными трубами» не выдержали. Мне это больно. Я рос и взрослел с этими людьми. Это как раны, которые не затягиваются… [b]– Вы писали для многих легендарных персонажей, как теперь бы сказали – для «звезд» советского юмора. Поделитесь секретом, как рождались такие остроумные шутки?[/b] – Я не любил писать, если не любил человека. Должен был увлечься им, почувствовать его – тогда шутки, подходящие для этого человека, этого персонажа рождались сами собой. Эстрада – моя первая любовь. Конечно, я «погуливал», изменял ей с кино, с театром. А вот в прозу пришел много позже. Но юмористическому взгляду на вещи оставался верным всегда. Когда первый тираж моей книги «Смейся, паяц» очень быстро разошелся, я был удивлен. Но тогда было немного не до того, начались хлопоты, связанные с отъездом. Я эмигрировал в Израиль и уже здесь узнал, что в России было еще одно «бандитское» переиздание. Я обратился к адвокату, но он сказал, что ловить коголибо бессмысленно. В России всегда авторское право плохо охранялось и, наверное, будет плохо охраняться. Но утешает одно – раз воруют, значит нравится ([i]смеется[/i]). [b][i]Центр – Майя[/i][/b] [b]– Вы недавно написали новую книгу «Идущие на смех». О чем она?[/b] – Я долго не мог приступить к работе. В мою жизнь пришла большая беда. Девять лет назад умерла моя жена Майя. Она была удивительная женщина. В ее честь в Израиле назван центр семьи и планирования – «Майя». Этот человек был для меня как воздух. Мы прожили вместе сорок три года. Я плохо себя с ней вел, был вспыльчивым, эгоистичным, как избалованный ребенок. Бог дал мне талант и внешность, и я бы прыгал по жизни, как кузнечик. Но Бог мне послал такого человека, как она. Она чувствовала все беды, просыпалась среди ночи, когда чувствовала, что с кем-то из близких случилась беда. Я жил рядом с ангелом и не замечал этого… А когда она ушла, стало темно. Не только нам, близким людям… За ее рабочий стол в центре семьи никто не садится. Я испытываю безумное чувство вины перед ней и за то, как жил, и даже за то, что она умерла. [b]– Как это случилось?[/b] – У меня была серия выступлений в Москве, и она приехала за мной. Хотела повидаться с дочкой, с внуками, с друзьями. И с ней случился инфаркт. Что такое инфаркт в Израиле? Сущие пустяки. А в России это большая беда. Она мучительно умирала. Когда мы привезли ее хоронить в Израиль, на похороны пришли сотни людей… Я всегда называл себя «злокачественным оптимистом». Строил планы на пять лет вперед, на десять. А после ее смерти мне впервые не хотелось жить. [b]– До этого таких ударов в жизни не испытывали?[/b] – Меня часто били. Отменяли спектакли по моим пьесам, в типографии рассыпали наборы книг. Но я все время поднимался. Меня долго не принимали в Союз писателей. Для всех нужно было две рекомендации, с меня потребовали шесть. Люди, которые писали мне рекомендации, говорили: «Александр Семенович, это вы должны писать нам рекомендации, а не мы вам». Это было весьма унизительно. И когда мне позвонили из союза и сказали: «Вы можете приехать и забрать свой билет». Я поблагодарил, положил трубку, я практически уже сидел на чемоданах, уезжал из родного Киева… Так я своего билета и не увидел. Так вот, я долго не мог найти в себе силы, чтобы приступить к работе над новой книгой. Я вырастил двоих детей, написал пятнадцать книг, посадил много деревьев. И долго думал, нужно ли приступить к шестнадцатой книге? Знаете, что самое страшное? Это возвращаться домой, видеть темное окно и понимать, что тебя никто уже не ждет. И тогда я вдруг почувствовал, что надо исповедаться. Мы исповедуемся для себя, а не для Бога. Это, можно сказать, моя первая другая книга. Я до этого так не писал. Когда мои знакомые прочитали рукопись, они сказали что роман очень пронзительный и откровенный. И что, возможно, я пожалею об этой откровенности. Это романисповедь. Но ведь и успех романа «Смейся, паяц» был тоже в откровенности. Да и не могу я по-другому. Все, что делаю в жизни, делаю искренне. [b][i]Веселый квартал[/i][/b] [b]– Александр Семенович, расскажите о ваших знаменитых фестивалях смеха…[/b] – Когда я приехал из Советского Союза, решил провести Международный фестиваль смеха. Я был советским человеком, и мне нужен был советский масштаб. Я пригласил лучших юмористов из Питера, Москвы, Габрово, Одессы. Мэр Тель-Авива кричал, что никто не придет на этот фестиваль. Гостей пришло столько, что яблоку негде было упасть. Когда мэр поднимал флаг на открытии фестиваля, он мне шептал: «Ты сумасшедший, что все это затеял, а я сумасшедший, что на это пошел». Фестиваль шел три дня. Было более пяти тысяч зрителей, огромное количество журналистов из разных стран. Организационных сложностей было много но, видя счастливые лица своих соотечественников, я готов был на все. Потом мэр меня спросил: «Что тебе нужно?» Я сказал: «Дайте мне целый квартал для юмора». Он расхохотался, ответил: «Квартал не могу». Но через три месяца дал мне роскошное помещение на очень льготных условиях. Я нашел людей с деньгами. Никакой арендной платы, только ремонт помещения. И открыл там редакцию журнала «Балаган и Балагаша», там же мы стали делать газету «Неправда». Девиз ее был такой: «Пролетарии, всех стран, улыбнитесь». Под девизом профили Маркса, Энгельса, Ленина и Каневского. [b]– Ваши близкие помогали в работе?[/b] – Моя дочка как-то спросила у жены. «Мама, как ты все это терпишь? Он писатель, который шесть лет издает какието журналы, газеты. Денег это не приносит. Почему ты молчишь?» На что моя мудрая жена ответила: «Твой папа большой ребенок. Ему всегда нужна была игрушка. В Киеве это был бар. В Москве театр «Гротеск». Он скоро наиграется и бросит. Надо просто потерпеть». А у нас в Москве действительно был чудный театр. Когда в 85-м году забрезжила перестройка, пятеро человек – Эдуард Успенский, Григорий Гладков, Леня Якубович, Павел Дементьев и я обратились к Лужкову. Мы сказали: «У нас нет денег, но есть наши имена. Помогите». И Лужков дал нам возможность открыть театр «Гротеск». Он был очень популярным. А потом я переехал в Тель-Авив и открыл там редакцию, о которой начал рассказывать. [i][b]В Израиле – жулики в кубе[/b][/i] [b]– Журналы пользовались популярностью в Израиле?[/b] – Знаете, я всю жизнь умел быстро и качественно создавать товар. Для редакций, для киностудий, для театров. А здесь я столкнулся с тем, что все это надо еще и продавать. Издавать продукцию и реализовывать ее. Нужно было искать толковых директоров. А попадались либо «неумейки», либо жулики. Но еврейские жулики – это жулики в кубе. Последний меня просто «добил». Он брал под мое имя деньги, оставляя расписки. А потом исчез, а я три года за него расплачивался. В новой книге даже есть глава «Дорогие мои жулики». Эти персонажи мне очень дорого обходились, буквально ([i]смеется[/i]). Но я любил их всегда за яркость и неординарность. С одним таким даже дружил. Он меня дурил все время. Смешной мужик был... В девяностые уехал в Москву, пробовал там играть в бандита, и его убили. [b]– В Израиле, кажется, вы тоже придумали свой театр.[/b] – Да. Я в Тель-Авиве открыл театр «Какаду». В нем играли прекрасные актеры. Но русский театр в Израиле никому не нужен. Только русской интеллигенции. А ее, к сожалению, все меньше и меньше. Я же собирал залы по восемьсот мест. В Израиле публика не ходит на писателей. Это чисто российский феномен. Мэр города пришел на один такой вечер. Он ничего не понимал по-русски, но он видел своими глазами, что публика смеялась. А потом наш театр смыла волна российских гастролеров. Я гдето пошутил, что с арабскими террористами легче договориться, чем с российскими гастролерами. Они идут сплошным потоком. Из Москвы из Питера, из Новосибирска, из Киева. Просто какая-то бесконечная армия сатириков. [b][i]Все ниже пояса[/i][/b] [b]– Как вы оцениваете уровень современных сатириков?[/b] – Уровень, конечно, упал. Таких сатириков, как Райкин, Хайт, Арканов, Альтов, Горин больше нет. Я вижу технологию создания шуток, понимаю, как это делается. Я бы тоже так смог, просто им это пришло раньше в голову чем мне ([i]смеется[/i]). А вот как делает шутки Жванецкий – это проанализировать нельзя. Это просто от Бога. Мы всю жизнь старались говорить эзоповым языком. И в «Кабачке «13 стульев», и в «Литературке». Что-то проскакивало, что-то запрещали. У нас была всего лишь одна тропинка, а у современных юмористов как бы много дорог, но они заблудились в них. Я был страшно огорчен тем, что происходило на эстраде в России за последние годы. Полный примитив, убогость, чуть ли не мат и шутки ниже пояса. Но вот появились молодые ребята из передачи «ПрожекторПерисХилтон» и «Большая разница». Это уже кое-что. Я думаю, что со временем в России появится другой юмор и на нем будет воспитана интеллигентная, хотя и совершенно отличная от нас, публика. [b]– Может, вам стоит опять проводить знаменитые семинары юмора в Москве?[/b] – У каждого времени свои герои. Я не думаю, что семинары будут полезны и привлекательны. Сейчас в России все по-другому, темы для шуток найти сложно… Одно скажу, для юмора нет запретных тем. Юмор не средство, а способ существования. И у настоящего юмориста мозги должны быть слегка набекрень. Он должен видеть все не так, как видят другие. Есть такой анекдот – эпиграф всей моей жизни. В одесском театре принимают афишу. Все хвалят, молчит лишь Абрам Соломонович. Его спрашивают: «Абрам Соломонович, вам, что, не нравится?» – «Нет – говорит он. – Тут нет, «Иди сюда!» В искусстве, в эстраде, в рекламе, а особенно в человеке должно быть: «Иди сюда!» [b]– А это есть в ваших новых книгах?[/b] – В книге «Идущие на смех» я собрал свои лучшие рассказы. Многие из них экранизированы, по каким-то сделаны мультипликационные фильмы, сняты короткометражки. Какие-то истории можно увидеть в старых выпусках «Фитиля». В книге 80 иллюстраций. Нарисовал их очень хороший художник Милан Стан. Это великая книга ([i]смеется[/i]), в ней целых четыреста страниц. Скоро должна состояться презентация в Москве. Если понравится, хвалите меня. Если не понравится, ругайте издателя. Он к этому привык.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.