Нас защищает закон
НЕДАВНО Мосгордума приняла в первом чтении проект бюджета Москвы на 2011 год. Напомним, что обычно городской бюджет проходит не менее трех слушаний в столичном парламенте. Первое посвящено рассмотрению общей концепции документа, второе – прогнозам доходов города, третье – расходным статьям.[b]Половина – на «социалку»[/b]Хорошая новость: представленный вариант городского бюджета традиционно сохранил социальную направленность. Примерно половина столичных средств в предстоящем году (как и в предыдущие) запланированы на «социалку». Поэтому опасения, что пенсионеров оставят без «лужковских доплат», пока не подтвердились. Более того – депутаты и сам председатель МГД Владимир Платонов во всех выступлениях регулярно напоминают москвичам, что все социальные гарантии давно прописаны в городских законах. А значит, от перемены мэра не меняются.Говоря о расходной части бюджета, руководитель Департамента финансов города Юрий Коростелев сообщил, что расходы на содержание органов государственной власти сохраняются на прежнем уровне в 2011 году планируются в объеме 33 млрд 204,7 млн рублей (2,6% к общему объему планируемых на 2011 год расходов).– Их увеличение складывается исключительно за счет роста на 34,2% страховых начислений на заработную плату, а также планируемого увеличения тарифов по коммунальным платежам и цен на материальные ресурсы, – пояснил он. – Объем увеличения заработной платы работников государственного аппарата в бюджете не планируется.Расходы на национальную безопасность и право охранительную деятельность на 2011 год планируются в объеме 39 млрд 276,3 млн рублей без учета инвестиций.В подразделе «Транспорт» объем субсидий на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате проезда на наземном пассажирском транспорте и метрополитене определен в сумме 45 млрд 670,5 млн рублей. Субсидии на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате проезда на пригородном железнодорожном транспорте предусмотрены в сумме 2 млрд 254 млн рублей, что превышает показатели текущего года на 3%.[b]Инвестиций маловато[/b]– Не могу не признать, что обеспечение первоочередных и обязательных расходов бюджета, в том числе и в социальной сфере, ограничивает возможность и по более интенсивному финансированию потребностей в текущем капитальном ремонте, обновлению и приобретению оборудования, различного инвентаря, – сообщил Юрий Коростылев депутатам. – Тем не менее и эти расходы предусматриваются с ростом к показателям текущего года.Так, в 2011 году существенно (почти в полтора раза) увеличиваются расходы на благоустройство города, планируемые в объеме 53 миллиардов рублей. На реализацию городской целевой программы по капитальному ремонту многоквартирных домов в 2011 году предусмотрено 17,5 миллиарда рублей.В целом расходы практически по всем статьям вырастут в среднем на 5%.Существенно (на 26%) сократится разве что инвестиционная программа. Приоритеты те же – строительство жилых домов для решения городских и социальных программ, инженерные инфраструктуры, завершение строительства объектов социальной сферы, в первую очередь образования, здравоохранения, а также сооружение автомобильных дорог и метростроение.– Не скрою, что потребности бюджетных инвестиций превышают объемы запланированных ассигнований, – признал чиновник. – В связи с этим в дальнейшем правительство Москвы при утверждении адресной инвестиционной программы предусмотрело минимальный объем дополнительного ее обеспечения в сумме 40 миллиардов рублей в случае более благоприятной ситуации с формированием доходной базы.Однако проект бюджета позволит в конечном итоге сформировать бюджет Москвы на 2011 год, обеспечивающий нормальное функционирование и развитие всех городских систем.[b]По доходам и расход[/b]Объем долга к концу будущего года, по прогнозам Коростелева, достигнет 371 миллиарда рублей – это около 37% от расходов городской казны. Однако, отметил и. о. министра финансов столичного правительства, в некоторых регионах все гораздо хуже, и долги доходят до 71% от расходов бюджетов. Тем не менее в Москве поставлена задача долги сокращать и довести их до 30–35%.– Предлагаемое в проекте бюджета задание по налогу на прибыль в размере 501 млрд рублей (с ростом по сравнению с 2010 годом на 19,9%) и налогу на доходы физических лиц в размере 478,4 млрд рублей (с ростом к 2010 году на 11,2%), – считает председатель Бюджетно-финансовой комиссии Игорь Антонов (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»), – соответствуют росту экономики и 11-процентному росту фонда оплаты труда, которые планируются в прогнозе социально-экономического развития Москвы.Предлагаемые доходы по неналоговым источникам внесены с увеличением на 15,6%, что соответствует прогнозной оценке развития экономики Москвы в планируемом году.По мнению депутата, представленный одновременно с проектом бюджета Прогноз социально-экономического развития Москвы на 2011–2013 годы предполагает дальнейшее повышение темпов роста основных макроэкономических показателей и восстановление экономики города уже к середине 2012 года. Это дает возможность планировать доходную часть бюджета, исходя из существующей динамики поступления платежей по отдельным источникам с уточнением этих показателей на индексы утвержденного достаточно оптимистического варианта развития города в течение ближайших трех лет.[b]Бюджет рассчитан точно[/b]Что касается расходов казны, то они, по словам Антонова, спланированы в соответствии с задачами и приоритетами, установленными в прогнозе социальноэкономического развития Москвы на 2011 год.Расходы на социальную политику и социальную защиту нуждающихся граждан, несмотря на все трудности посткризисного периода, сохранены и даже планируются с 12-процентным увеличением по сравнению с уровнем текущего года.В своем содокладе председатель Контрольно-счетной палаты Москвы Виктор Двуреченских отметил, что «при формировании законопроекта требования законодательства в целом соблюдены. Основные показатели бюджета рассчитаны достаточно точно, а базовые параметры прогноза социально-экономического развития Москвы надежны».Вместе с тем проектом бюджета не предусмотрено обособленное отражение ассигнований по каждому из существующих видов публичных нормативных обязательств, утвержденных городских целевых программ с присвоением уникальных кодов целевых статей.Кроме того, в среднесрочном финансовом плане не отражено распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, также отсутствуют нормативы отчислений от налоговых доходов в местные бюджеты, устанавливаемые законами города Москвы.[b]Главное – сохранить стабильность[/b]В ходе обсуждения многие парламентарии высказались в поддержку документа, указав на его четко выраженную социальную направленность, что позволит реализовать в городе многие социальные программы, способные оказать весомую помощь малоимущим и неработающим москвичам.В итоге Дума проголосовала за принятие законопроекта в первом чтении, приняв во внимание, что представленный на рассмотрение парламентариев законопроект «О бюджете города Москвы на 2011 год» сформирован с учетом принятых городских целевых программ и прогноза социально-экономического развития Москвы.– Мы обязаны сохранить стабильность в городе и преемственность финансовой политики, несмотря на кадровые перестановки, – заявил депутат Игорь Антонов журналистам. – Проект закона о бюджете соответствует политике московских властей, которую мы проводим. Не думаю, что новый руководитель нашего города отменит этот бюджет, разве что... внесет в него поправки.А пока работа над главным законом города в самом разгаре и продлится не меньше месяца.[b]Кстати[/b][i]В целях решения задач, определенных бюджетной политикой города, распределение столичных средств складывается следующим образом: – социальная сфера – 644,4 млрд рублей (почти 50% объема бюджета).По сравнению с текущим годом прямые расходы на социальную сферу в 2011 году увеличиваются на 12%.– на обеспечение заработной платы с начислениями в бюджетных учреждениях предлагается направить 249 млрд (38% процентов всего объема расходов на социальную сферу). Это позволит провести повышение оплаты бюджетникам в два раза – с 1 января 2011 года на 3%, с 1 сентября – еще на 5%.– на реализацию Комплексной программы социальной защиты москвичей предусматривается 123 млрд рублей. В том числе 96 млрд рублей предусматривается для повышения городского стандарта по доплатам к пенсиям неработающего населения до 11 тысяч рублей.– в целях сбалансированности ресурсов Московского городского фонда обязательного медицинского страхования с программой «Медицинская помощь населению» из бюджета города предлагается предоставление дотаций в размере почти 53 млрд рублей.– на строительство и приобретение жилья для очередников предлагается выделить около 37 млрд рублей. Одновременно с этим в коммунальную инфраструктуру будет направлено капитальных вложений на сумму 29,5 млрд рублей.– на развитие городского транспортного хозяйства планируется инвестировать 31 млрд рублей. В том числе – на метростроение 26 млрд.– по отрасли «Здравоохранение и спорт» в 2011 году планируется инвестировать 9 млрд рублей, – на отрасль «Культура» капитальные вложения должны составить 4,5 млрд рублей.– на развитие материальной базы образования будет выделено 29,6 млрд рублей.[/i][b]Справка «ВМ»[/b][i]По данным Департамента финансов Москвы, прогнозируемый объем доходов бюджета города на 2011 год предполагается в объеме 1 трлн 192 млрд 84,1 млн рублей.Общий объем расходов – 1 трлн 292 млрд 887,1 млн рублей.Превышение расходов над доходами (дефицит бюджета) составит 100 млрд 803 млн рублей.[/i]