Культурные итоги уходящего года
Накануне Нового года журналисты «ВМ» провели опрос среди самых известных критиков, чтобы выяснить, какие кинофильмы, театральные постановки, художественные выставки, события музыкальной жизни и шоу-бизнеса 2007 года оказались наиболее интересными. 1. ЛУЧШАЯ ВЫСТАВКА (ПРОЕКТ) ГОДА 2. РАЗОЧАРОВАНИЕ ГОДА 3. ОТКРЫТИЕ ГОДА (ХУДОЖНИК) 4. МУЗЕЙ ГОДА 5. СКАНДАЛ ГОДА Сергей ХАЧАТУРОВ, «Время новостей»: 1. Выставка «Шанель. По законам искусства» в ГМИИ им. А. С. Пушкина – удачный пример расширения границ художественных выставок, создание пространства культуры целой эпохи, увиденной сквозь грани изящного флакончика с духами. 2. Оформление залов художником Василием Нестеренко в новопостроенном Большом дворце усадьбы Царицыно – профанация понятия «живопись» как такового 3. Илья Трушевский. Редко встречается сегодня сочетание таких качеств: архитектурное мышление, навык работы со сложными технологиями, умение создать сильную эмоциональную среду, где зритель становится соавтором инсталляционного перформанса. 4. Третьяковская галерея, делающая хорошие выставки и отстаивающая честь институции перед обвинениями зарвавшихся чиновников 5. Уголовное дело против Андрея Ерофеева, куратора выставки «Запрещенное искусство» в Музее А. Д. Сахарова: возвращение цензуры – конец свободы. Елена ТИТАРЕНКО, «Культура»: 1. «Эпоха Меровингов» в ГМИИ им. А. С. Пушкина. Не просто интересный, а уникальный материал, познавательный и эстетически убедительный. Собраны вещи по разным музеям, причем не из основных фондов, а из так называемых трофейных, попавших в СССР из побежденной Германии после 1945 года. Более того, в кои-то веки в «реституционной» выставке, забыв старые обиды, приняли участие Госмузеи Берлина. 2. 2-я Московская биеннале современного искусства. Денег потрачено много, реклама была оглушительной, а на выходе – сплошные обманутые ожидания. 3. Илья Трушевский, молодой художник из Петербурга, кстати, не имеющий академического образования. Сейчас он живет в Москве и делает инсталляции, связанные со звуком, светом, пространством и новыми технологиями. 4. Музей изобразительных искусств имени Пушкина, сумевший получить «добро» от правительства России на масштабную реконструкцию. К новой Галерее Европы и Америки, открытой в 2006 году, добавили новую постоянную экспозицию. 5. Склока между Андреем Ерофеевым, зав. отделом новейших течений Третьяковской галереи, и министром культуры РФ Александром Соколовым, запретившим везти отдельные произведения современных художников на выставку «Соцарт» в Париже. Скандал получил развитие, когда гендиректор Третьяковки Валентин Родионов подал в суд на министра Соколова, защищая честь вверенной ему сокровищницы. Юлия ЛЕБЕДЕВА, «АртХроника»: 1. «Встреча с Модильяни», ГМИИ им. А. С. Пушкина. У нас практически нет Модильяни, и это объясняет значительность события. Есть вечные вещи, перед которыми все современное нам кажется «суетой». 2. Выставка «Новый Ангеларий», Московский музей современного искусства. Это мероприятие должно послужить примером того, как не надо делать выставки. Претензия моя не к художникам - они рисуют, лепят, конструируют, фотографируют как понимают и как хотят, а вот куратор обязан уметь отбирать, а не валить все в кучу. 3. Диана Мачулина. Молодая художница не в этом году появилась на московской арт-сцене. Тем не менее, именно 2007 год для нее очень важен. В сентябре состоялась ее первая персональная выставка в Москве; у нее было много значимых проектов в России и за рубежом. 4. Музей актуального искусства «Art4.ru». В основе – коллекция бизнесмена Игоря Маркина, поэтому музей был назван им «первым публичным частным». Здесь собрано много стоящих работ российских художников второй половины ХХ – начала ХХI веков, и постоянно можно лицезреть одновременно и шестидесятников, и «актуалку». 5. Конечно, выставка «Соц-арт. Политическое искусство в России». Всем известная история о высказывании министра Соколова по отношении к отъезжающей в Париж выставке послужила наилучшей PR-компанией для современного искусства на государственном уровне. Ольга ДУБИЦКАЯ, радио «Культура»: 1. «Встреча с Модильяни» в ГМИИ им. А. С. Пушкина. Это была самая крупная в истории России выставка работ Амедео Модильяни из лучших музеев мира. И одна из самых красивых экспозиций последних лет. 2. «Шанель. По законам искусства», ГМИИ имени А. С. Пушкина. Музей предпринял смелую и интересную попытку создания выставки кутюрье в художественном музее. Но стремление соединить искусство моды с изобразительным искусством показалось малоубедительным. 3. В этом году открытий не было. 4. Центр современного искусства «Винзавод». Новый центрсовременного искусства стал одной из самых интересных и модных выставочных площадок Москвы. В бывших промышленных корпусах открылось более десятка галерей. 5. Скандал года – Родионов-Соколов. Несомненно, г-н Соколов имеет право на личные вкусовые предпочтения. Но когда федеральный чиновник публично называет позорящей Россию выставку одного из крупнейших государственных музеев, это больше всего похоже на цензуру. Игорь ЧУВИЛИН, «Ведомости-Пятница»: 1. Выставка «Русская книжная графика XX века из частных собраний» на non/fiction в ЦДХ. Ее почти энциклопедический охват и уровень представленных вещей приятно удивили. 2. Выставка «Нонконформисты на Красной площади», прошедшая в Историческом музее – уровень вещей оказался предельно низким. 3. Открытий не было, если не считать Денниса Хоппера, которого многие в России впервые увидели в роли фотографа. 4. Я бы не выделил ни одного из музеев. 5. Поданный директором Третьяковки Валентином Родионовым судебный иск против министра культуры и массовых коммуникаций Александра Соколова. Анна ЧЕПУРНОВА, «Вечерняя Москва»: 1. «Встреча с Модильяни» в ГМИИ им. А. С. Пушкина. Имя этого художника в нашей стране никогда не воспринимали чужим – благодаря его роману с Анной Ахматовой. Поэтому когда в Москву привезли его шедевры из музеев и частных собраний нескольких стран мира – трудно было не испытать восторга. 2. Основной проект 2-й Московской биеннале современного искусства - выставка на башне «Федерация». Подъем на недостроенную многоэтажку в строительной люльке воспринимался как веселое приключение и ассоциировался с восхождением. И на выставке ожидалось чтото фееричное, под стать месту. Но вместо этого, увы, была полная невнятица. 3. Открытий не было. 4. Музей актуального искусства «Art4.ru». Здесь собрана действительно хорошая коллекция отечественного искусства второй половины ХХ – начала ХХI веков. К тому же, за полгода своего существования музей провел несколько хороших выставок. 5. Публичные нелестные отзывы министра Соколова о выставке соцарта и последующее за этим развитие событий. Впрочем, в смысле рекламы, художникам этот скандал в какойто степени даже сыграл на руку. Обидно за сотрудников ГТГ, взявших на себя нелегкий труд – работу с актуальным искусством.