Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Кокошники

Кокошники

Лесотерапия

Лесотерапия

Дочь воздуха в мире глянца

Развлечения
Дочь воздуха в мире глянца

«РУСАЛОЧКА», поставленная Джоном Ноймайером сначала в Копенгагене к 100-летнему юбилею Ханса Кристиана Андерсена, потом в Гамбурге, а затем и с труппой Музыкального театра Станиславского – пример того, как заказной спектакль может оказаться великолепным произведением.[b]Без права голоса[/b]Сочиняя либретто по самой трагичной сказке Андерсена, Джон Ноймайер рассказал о судьбе обреченного на одиночество и непонимание художника и его творения. То есть сочинил балет о себе. Кроме знакомых героев, здесь появляются два важных персонажа-антипода: Поэт и Колдун. Олицетворение борьбы творческого начала и иррационального, рокового.Поэтический флер, сотканный гением сказочника, стал для хореографа той субстанцией, из которой родилось его авторское произведение, рассказанное без слов. А ведь Русалочка тоже была лишена голоса, которым заплатила за право войти в мир людей.Музыку к спектаклю написала Лера Ауэрбах. Ее мелодии родились из контекста музыки ХХ в., главными маяками которой стали для автора Рахманинов, Шостакович и Шнитке. В партитуре читаются отзвуки их фортепианных, скрипичных и альтовых концертов, влияние симфонического творчества каждого, равно как и свойственное им использование городского фольклора.[b]Очарованная душа[/b]Русалочка в спектакле Ноймайера – плод фантазии Поэта (Виктор Дик), опечаленного свадьбой лучшего друга. Странный нездешний человек с распахнутыми глазами ребенка в гротескном цилиндре по определению не может быть «своим» в кругу лощеных светских львов.Танец Поэта нежен и более других построен на языке классики. Погружаясь в мир мечты, он воображает себе морское дно, где из колеблющегося неонового света (художественное оформление принадлежит также Джону Ноймайеру) рождается его создание – гибкое неземное существо с огромным шелковым хвостом в васильковой синеве волн.Для Русалочки (Анастасия Першенкова) придумана неподражаемая пластика рук и корпуса, делающая ее похожей то на актинию, то на коралл, то на морского конька. А трое невидимых слуг, осуществляющих сложно переплетенные поддержки, создают иллюзию невесомости и скольжения героини в водных просторах. Русалочка и Поэт – одно целое, они живут мечтой и стремятся заглянуть в тайны мироздания.Когда Принц (Георгий Смилевски) ныряет в море, над зыбким братством Поэта и Русалочки нависает угроза разрушительной страсти.Душа Поэта тянется к этому красавцу-капитану – Русалочка безнадежно влюблена в пришельца из надводного мира. Первая встреча Принца и Русалочки – почти бесконтактный дуэт, где чувства передаются гипнотическими жестами, полукасаниями, и нет места реализму – лишь красота скольжения в толще вод.Джон Ноймайер: «Образ Русалочки – сочетание разных ощущений. Грим пришел из африканских традиций. Костюм вдохновлен традициями балийской одежды для национальных танцев, а брюки-хвост – дань японской традиции».[b]Невыносимый выбор[/b]Решившись последовать за спасенным ею избранником, Русалочка прибегает к помощи морского Колдуна (Евгений Поклитарь), похожего на злых духов с японских гравюр. После страшного ритуала он срывает с нее струящийся хвост, искрящуюся чешую трико – и оставляет Русалочку совершенно беззащитной: обнаженной, пошатывающейся на слабеньких ножках. Вся ее грациозность (свобода) осталась в глубине водной стихии – выйдя на поверхность, она попала в ад.Джон Ноймайер: «Нужно понимать, что Русалочка в своем мире совершенна. Важно понимать, каким мужеством нужно обладать, чтобы пожертвовать этим миром экзотической красоты, который могут не оценить в мире людей. Неожиданно она становится чем-то вроде чудаковатого клоуна в обществе, где все шикарны и гламурны».Танец Русалочки в мире людей странен, неэстетичен, смешон. Угловатая пластика девочки-Маугли, невыносимость первых шагов, инвалидная коляска. Ее искренность бестактна, ее преданность вызывает неловкость. Она асоциальна и неудобна для придворного общества, исполняющего пресыщенное танго на балу в честь бракосочетания Принца.Сами Принц и Принцесса (Мария Семеняченко) – пара со страниц глянца. Пустым людям не дано понять душу.Русалочку, отказавшуюся купить себе жизнь ценой убийства Принца, убивают не первые лучи солнца, а невыносимость выбора и осознание бессмысленности дальнейшей жизни на земле.Поэтому так прекрасен дуэт с Принцем, весь построенный на смутных догадках о недостижимости счастья.В момент гибели Русалочка освобождается от ненавистной человеческой обуви и одежды – к ней постепенно возвращается пластика подводного существа. Поэт и Русалочка, соединяясь, поднимаются в ночное звездное небо, к «неземной, к лебединой отчизне», как писал другой поэт – Николай Гумилев.Джон Ноймайер: «Весь смысл сказки – в очень грустном финале. То, что сделали в мультфильме Диснея, ужасно. Оригинал же – гениальное произведение. К тому же оно наиболее автобиографично. В историю маленькой Русалочки автор перенес часть собственной души. Думаю, многие люди даже не помнят финала этой сказки. Героиня становится дочерью воздуха. Но! Ей нужно еще работать 300 лет – только так она может спастись. Так и Андерсен находил спасение только в творчестве – и только в нем обретал бессмертие».

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.