Стены помогают
ТИПИЧНЫЙ офис. Картина маслом… Люди сидят перед мониторами, бьют пальцами по клавиатуре, щелкают мышкой и что-то творят, выдумывают, создают.Заметим, однако, что дробь по клавишам здесь вторична, так как всяческая электроника для созидателя нынче то же самое, что топор для дровосека, – всего лишь инструмент. Первично творчество. По сути, людям платят за то, что они думают.А раз так, то встает вопрос об эффективности мыслительного процесса. Другими словами: где человеку лучше думается? Этой проблемой озаботились в США, и в одном из тамошних университетов была создана исследовательская группа, которая принялась за работу. По прошествии полутора лет неустанных трудов, тысяч собеседований и анализа полученных ответов были опубликованы поразительные выводы.У себя дома! Вот где людям думается лучше всего. Там их посещают самые светлые мысли.На втором месте – размышления по пути на работу. Особенно если человек добирается до нее на собственной машине. С одной стороны, пребывание за рулем не позволяет мыслить связно из-за сложностей дорожной обстановки, но с другой – если какая мысль и укореняется в голове, то самая продуктивная.На работе думать по-настоящему получается лишь у 19%. Слишком много мешающих факторов.Например, болтовня сослуживцев, бессмысленные совещания, перерывы на чашку чая. Последнее особенно примечательно. Ведь ранее считалось, что такие перерывы не только сплачивают коллектив, но и позволяют мыслям отстояться, а после паузы прямо-таки пуститься вскачь. Оказалось, все наоборот: нить размышлений рвется, и чтобы ее вновь связать, надо затратить много времени. Да и сплоченности коллектива никакой не происходит, потому что именно во время чаепитий, когда разговоры ведутся обо всем и ни о чем, обычно зарождаются будущие межличностные конфликты. Это, кстати, доказали коллеги американских социологов из Совета социальных и экономических исследований Великобритании.Меньше всего на работе думают немцы – таких всего 6%. А больше всего россияне – целых 27%. И тут уместен вопрос – «всего»? Ведь это так мало!Понятно, что выводы ученых не оставили равнодушными руководителей фирмочек, средних и крупных фирм и даже транснациональных компаний. Тем более что-то подобное они и раньше предполагали – интуитивно, а также исходя из экономической целесообразности. Все больше людей работают дома, а результаты своего труда пересылают начальству в виде электронных посланий. Какая экономия! Ни опозданий, ни обустроенного рабочего места, ни происков профсоюзов...А теперь выяснилось, что дома подчиненные еще и думают лучше! Вообще, у работы на дому есть один-единственный недостаток. Человек дома намного реже смеется! А смех – это не только здоровье, что давно доказано, но и стимул к интенсивному творческому поиску. Действительно, смех расслабляет сосуды, позволяет содержать в порядке эндотелий – слой клеток, выстилающий их внутреннюю поверхность, а значит, улучшает кровоток, снижает риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний и препятствует так называемым мозговым торможениям.Да, в офисах смеются чаще, всегда ведь найдется какой-нибудь записной остряк. Однако, говорят ученые, шумную компанию вам может заменить хорошая комедия.И наконец последнее, что никак не обойдешь. Потому что есть устойчивое мнение, будто лучше всего человеку думается не просто в родных стенах, а – извините – в туалете. Не смогли игнорировать это утверждение и американские исследователи. И что же? Мнение оказалось ошибочным, уверенность – ложной.Участвовавшие в опросе дружно заявили, что если о чем и думают в туалете, то не о работе. А чаще вообще ни о чем не думают. Другим заняты.