Новая антинаркотическая модель
Президент РФ Дмитрий Медведев поручил до сентября внести изменения в законы, чтобы регламентировать тестирование школьников на наркотики. Кроме того, правительству поручено внести поправки, предусматривающие «усиление уголовной ответственности за деяния по организации и осуществлению незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, по распространению наркотических средств и психотропных веществ среди молодежи и несовершеннолетних» и устанавливающие «порядок медицинского освидетельствования лица на состояние наркотического опьянения». В Москве прошло заседание Общественного совета при ФСКН России. Участники заседания обменялись мнениями по актуальным проблемам антинаркотической политики, поднятым в ходе работы президиума Государственного совета Российской Федерации в Иркутске, и обсудили вопросы совершенствования деятельности службы. [b]Полицейских мер недостаточно[/b] На заседании выступил председатель Государственного антинаркотического комитета, директор ФСКН России Виктор Иванов. В частности, он сказал, что, подводя итоги работы президиума Государственного совета Российской Федерации в Иркутске, президент Российской Федерации Дмитрий Медведев поставил задачу: принять дополнительные меры по пресечению незаконного оборота наркотиков, в том числе в молодежной среде. В сжатые сроки нужно сформировать государственную систему мониторинга ситуации с наркотиками. Это даст возможность получить достоверные данные о распространении наркомании среди подрастающего поколения и скорректировать антинаркотическую, прежде всего профилактическую деятельность, а также определить конкретные шаги, направленные на лечение, реабилитацию и последующую социализацию потребителей наркотиков. Минобрнауки совместно с Минздравсоцразвития России поручено разработать положение о порядке тестирования школьников на наркотики, а также о внесении изменений в уставные документы вузов в части недопустимости употребления наркотиков. Виктор Иванов напомнил, что утвержденная президентом РФ Дмитрием Медведевым в июне 2010 г. Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года однозначно нацеливает государство и общество на формирование новой комплексной антинаркотической политики. Полицейских мер для борьбы с наркоугрозой недостаточно. Необходимы совместные действия медиков, ученых, СМИ, всего общества. Он отметил, что к настоящему времени Государственный антинаркотический комитет в рамках разработки государственной программы «Противодействие незаконному обороту наркотиков» серьезно проработал ключевые направления и механизмы разрушения воспроизводства наркомании. Очевидны четыре базовых фактора воспроизводства наркомании, которые необходимо сломать с помощью соответствующих мер. [b]Факторы излома[/b] [b]Первый фактор[/b] – внешняя наркоагрессия. Прежде всего это колоссальное давление на Россию опиатов, а в последнее время и гашиша афганского происхождения. Афганистан продолжает оставаться центральным звеном глобальной наркоиндустрии, и, к сожалению, действенные заслоны между Россией и этим наркогосударством практически отсутствуют. Серьезным сегментом внешнего наркодавления на наше общество, и прежде всего на молодежь, выступают синтетические наркотики, которые в большинстве своем производятся в Европе, хотя некоторая их часть имеет азиатское происхождение. Кроме того, все жестче проявляет себя глобальный кокаиновый трафик. Об этом свидетельствуют растущие ежегодно на 30% перехваты оптовых партий кокаина. [b]Вторым базовым фактором [/b]воспроизводства наркомании в последние три года стала лекарственно-аптечная наркомания. Объемы изымаемого наркополицейскими одного из тяжелейших наркотиков – дезоморфина за последние два года возросли в 23 раза. Рост продаж кодеиносодержащих препаратов, используемых в качестве сырья для кустарного изготовления дезоморфина, в свободном отпуске через аптечную сеть абсолютно коррелируется с ростом числа ежегодно ликвидируемых наркопритонов, где занимаются переработкой этих лекарств. Регионы на себе испытали лавинообразный характер распространения дезоморфина. Руководители более 70 субъектов Российской Федерации поставили вопрос о незамедлительном установлении жесткого контроля над продажей кодеиносодержащих препаратов. Значительную опасность представляют дизайнерские наркотики, спайсы и другие суррогаты, которые зарубежными наркокорпорациями целенаправленно изобретаются и каждый год вбрасываются в Россию в новом синтезированном химическом виде. И именно молодежь является основным объектом дезоморфиновых и дизайнерских наркотических веществ. [b]Третий фактор[/b] связан с отсутствием целостной национальной системы реабилитации и ресоциализации, что сводит основную помощь наркозависимым к снятию ломки и детоксикации организма в наркодиспансерах. Однако в системе наркологических центров не решается главная задача – достижение стойкой ремиссии. Об этом свидетельствует статистика, показывая лишь 2% снятых с учета в связи с выздоровлением от числа всех прошедших курс лечения в наркологическом учреждении. [b]Четвертый фактор[/b] – это уличное и дворовое распространение наркотиков самими же наркопотребителями и отсутствие механизма мотивации наркозависимых сбытчиков к своему излечению и последующей социальной реинтеграции. Как следствие – криминализация молодежной среды не только за счет распространения наркотиков наркопотребителями, но и совершение ими же десятков тысяч краж и иных правонарушений. Наркобизнес выстраивает инфраструктуру распространения наркотиков в учреждениях досуга молодежи, прежде всего в ночных клубах и дискотеках через рядовых наркопотребителей, активно посещающих эти заведения в силу возраста. Наряду с мерами уголовной ответственности за организацию распространения наркотиков в местах массового досуга необходимо осуществить дальнейшие шаги: ввести ответственность юридических лиц как за употребление наркотиков в развлекательных учреждениях, так и за нахождение в них посетителей в наркотическом опьянении. [b]Вектор системы мер[/b] Виктор Иванов подчеркнул, что Государственным антинаркотическим комитетом накоплен немалый опыт изучения этих проблем, и считает принципиально важным сформулировать следующие предложения: во-первых, необходимо создать государственную систему мониторинга и оценки развития наркоситуации в Российской Федерации. Ее задачей является своевременное получение объективной информации, реально отражающей состояние и уровень наркомании в российском обществе. Основные источники – статистические данные, результаты социологических исследований, научные эксперименты, блогосфера. Цель – оперативное выявление новых наркотических угроз и принятие соответствующих мер по их ликвидации. В соответствии с решением президента Российской Федерации первые шаги в этом направлении уже сделаны, и для запуска мониторинга необходимо принятие правительством Российской Федерации Положения о порядке проведения мониторинга. Во-вторых, наряду с мерами общей профилактики по формированию здорового образа жизни необходимо создать систему предметной, целевой антинаркотической профилактики, в задачу которой входит своевременное реагирование общества на первичную информацию о наркопотребителе. Основные источники – результаты тестирования учащейся молодежи и своевременные объективные данные правоохранительных органов, особенно по итогам административной практики социально-медицинских учреждений о выявленных наркопотребителях. Механизмом реализации должны стать ведомственные целевые антинаркотические программы и подпрограммы при общей координации процесса их выполнения Государственным антинаркотическим комитетом. В-третьих, необходимо дать наркопотребителю, совершившему преступление небольшой тяжести, связанное с наркотиками или по причине наркомании, возможность в качестве альтернативы уголовному преследованию взять на себя добровольное обязательство пройти курс освобождения от наркозависимости с возложением на него ответственности и обеспечением контроля за исполнением принятого решения. Цель не в осуждении наркопотребителя, а в предоставлении наркозависимому права выбора между изоляцией от общества и необходимостью прохождения курса освобождения от наркозависимости, и как результат – возвращение в общество многих тысяч молодых людей и декриминализация молодежной среды. В-четвертых, создать национальную систему реабилитации и ресоциализации наркозависимых, которая сможет обеспечить сочетание усилий государственных органов здравоохранения, осуществляющих лечение и медико-социальную реабилитацию, и общественных организаций, интенсивно занимающихся социальной реабилитацией наркозависимых. [b]Лечение плюс реабилитация[/b] Предпосылки к формированию общественно-государственного партнерства в борьбе с наркоманией уже имеются. Существует разветвленная сеть наркологических учреждений и около 400 негосударственных реабилитационных центров, где ежегодно проходят реабилитацию до 20 тысяч молодых людей. При этом весьма важно обеспечить жесткую сцепку лечения и реабилитации. А это достигается в пошаговом варианте путем разработки ведущими государственными наркологическими учреждениями сквозных, комплексных научно-методических программ лечения, реабилитации и ресоциализации наркопотребителей; создания в каждом федеральном округе государственных центров медико-социальной реабилитации; введения конкурсного отбора на оказание реабилитационных услуг со стороны социального заказчика – соответствующих учреждений субъекта Российской Федерации; допуска на конкурс реабилитационных центров, прошедших добровольную сертификацию либо имеющих лицензию на проведение медико-социальной реабилитации; организации текущего контроля профессиональных наркологов за процессом реабилитации в негосударственных центрах. Эта система мер, построенная на базе президентской Стратегии государственной антинаркотической политики, станет новой российской антинаркотической моделью, реализация которой позволит в ближайшей перспективе кардинально улучшить наркоситуацию в нашей стране.