Плакат в авангарде
Маяковский – он такой один. Был и будет. И оставим ненужные споры, потому что он может нравиться или не нравиться, что-то в его творчестве хуже, слабее, что-то лучше, что-то ошеломляюще великолепно, но при всем при том – гений. Печать богоданного таланта несут стихи, пьесы, плакаты… Плакаты! Казалось бы, все примитивно просто, но ведь надо было эту простоту придумать, подстроившись под скудость времени, примитивность следовало обратить себе, людям и искусству на пользу. Другие не смогли, только он. За неполные три года – более 400 серий рисунков с «шершавыми» подписями под ними. Толика их знакома нам с детства – из хрестоматий и учебников, причем учебников не литературы, а истории. Тоже момент знаковый: из этих учебников их не вычеркнуть, лишь комментарии можно давать разные – с «+» и «–». К сожалению, многие рисункиплакаты Маяковского исчезли навсегда, но что уж тут, коли им изначально была уготована короткая жизнь.Но большинство, по счастью, сохранились, и лучшие из сохранившихся вошли в альбом «Окна РОСТА и ГлавПолитПросвета», изданный при поддержке правительства Москвы. И правильно сделали, что поддержали! Если не вспоминать своих гениев, им на смену придут чужие, и тот же Маяковский станет… так, средней руки поэтом и неважным рисовальщиком времен Теодора Драйзера и товарища Сикейроса. К тому же пусть плакаты Маяковского, равно как и подписи к ним, были накрепко привязаны к году, даже месяцу, даже дню, некоторые из них и сейчас актуальны. Да, смотрятся и звучат архаично, зато колорита сколько!