От удивления до восторга
В БЕРСЕНЕВСКОМ переулке открылась выставка победителей всемирного конкурса фотожурналистики World press photo. Это самый престижный международный смотр репортерских снимков. В феврале нынешнего года его финал прошел в Амстердаме вот уже в 54-й раз.На конкурс в этот раз было заявлено (шутка ли!) более 108 000 работ фотографов из 125 стран мира.200 снимков, признанных лучшими, показывают на московской экспозиции.Правда, после ее осмотра выбор международного жюри представляется достаточно спорным.Прежде всего удивляет общий тон выставки – стопроцентно минорный. Притом что работы конкурса призваны отражать важнейшие мировые события 2010 года.Нет, я не смотрю на мир через розовые очки. Прошлый год действительно был «урожаен» ужасными природными катаклизмами (чего стоит одно только сильнейшее наводнение в Пакистане); имели место и несчастные случаи, взволновавшие мир (например, крушение самолета с Лехом Качиньским на борту). Да и вообще международная обстановка, как говорится, оставляла желать лучшего (впрочем, кажется, это ее постоянное состояние на протяжении всей мировой истории). И все-таки с отбором фотографий, живописующих негатив, международное жюри явно переборщило.Судите сами: в конкурсе девять номинаций, но смотреть без тяжелого чувства на выставке можно только на снимки на тему «Природа». Точка. Хотя есть вроде бы много других «нейтральных» номинаций (в смысле, не связанных с какими-либо катастрофами). Ну вот хоть «Спорт», например. Но что мы видим на призовых фото на эту тему? Рог быка, вошедший в шею тореадора и торчащий у него изо рта (фото Густаво Куэваса). Футболиста, заезжающего сопернику бутсой в челюсть (работа Майка Хатчинса). Легкоатлета, падающего вниз головой (фото Адама Притти).В номинации «Искусство и развлечения» в финал вышли снимки бразильских уличных боев-спектаклей, в которых участвуют женщины (работа Даниэле Таманьи). Причем в пояснениях к фотографиям сказано, что раньше выступать подобным образом разрешалось только сильному полу. Но теперь дамы не только завоевали здесь себе место под солнцем, но уже и участвуют в боях против мужчин.Правда, все эти работы хотя бы соответствуют заявленной тематике. Но никто не сможет убедить меня, что фоторепортажу Мэдса Ниссена о датчанке, пытавшейся спасти тяжелобольную малышку из Непала, место в номинации «Повседневная жизнь». Ведь героиня ездила в другую страну, оплачивала тяжелейшую операцию, дневала и ночевала в госпитале вместе с девочкой.Кстати, среди других фотографий – победителей в теме «Повседневная жизнь» – сплошные «страшилки». Будни тюрьмы в Сьерра-Леоне (работа Фернандо Морелеса). Электричка в Бангладеш, крышу которой нельзя увидеть из-за массы находящихся там людей (фото Эндрю Бирая). И все остальное примерно в том же роде.Создается ощущение, что абсолютно во всех номинациях (кроме «Природы») отмечали в первую очередь тех, кто побывал в горячей точке или оказался свидетелем опасной либо критической ситуации.