Старая сказка под бомбёжками
ЧЕХОВСКИЙ фестиваль продолжает знакомить публику с главным балетным беллетристом мира Мэтью Боурном. Вслед за «Лебединым озером» с лебедями-мужчинами, потрясающей «Пьесой без слов», «Дорианом Греем», разыгранным в мире гламура и рекламы, он показал свою «Золушку» – балет, где меньше всего танца и сказочных превращений и больше всего личных мотивов.Спектакль начинается с документальных съемок бомбежек Лондона, оставивших в руинах целые кварталы (из которых видно, что британской столице досталось не меньше, чем российским городам).Диктор за кадром учит лондонцев, как вести себя под обстрелом: держаться подальше от окон, без паники спешить в укрытие, впускать в дом прохожих, автомобилистам съезжать с дороги.Но главное – не смотреть на небо. Мэтью Боурн чувствует общность мира: в то время, когда Сергей Прокофьев сочинял «Золушку», его родители (тогда маленькие дети) были свидетелями бомбежек, а оба деда служили в войсках Ее Величества. Какие там тыквы, крысы и маленькие ножки?Золушка – земная дурнушка, которая терпит издевки сводных сестер: они стряхивают пепел как раз там, где она только что прошлась щеткой, и откровенно потешаются над ней.Защитить ее некому – отец полностью парализован, и мачеха, которая некогда и прострелила ему ноги, задвигает его в угол всякий раз, когда в доме появляется мужчина (да хоть бы даже курьер из магазина, где она только что заказала выпивку). Помимо сестер есть еще и сводные братья половозрелого и пубертатного возраста, так что Золушке приходится несладко.Мэтью Боурн находит рифму к каждому сказочному повороту в реальности.Принцем оказывается раненый летчик Гарри, случайно (если в делах любви бывают случайности) ввалившийся в их дом. Сказочным балом – видение, которое явилось Золушке, получившей контузию при взрыве бомбы. Тогда же с ее ноги слетела и «туфелька» – вполне себе среднего размера туфля, которую Гарри находит и прижимает к груди, задыхаясь от горя – слишком страшным был взрыв, слишком мало надежды. Их встреча – вовсе не такая возвышенная, как в сказке, случается в госпитале, где принца Гарри (Сэм Арчер) лечат электрошоком, а Золушку, страдающую депрессией, чуть было не придушила зловещая мачеха (прекрасно и эксцентрично сыгранная Маделен Бреннан). Разумеется, мачеху после этого отправляют в психушку на радость злобному семейству.И только противный маменькин сынок, изводивший всех вокруг, жалеет ее, чувствуя, как впервые в его жизнь входит горе.«Золушка» стала еще одним признанием в любви Лондону – веселому аристократу городов. Метро, парижское кафе, Пэддингтонский вокзал, станция Оксфорд, собор Святого Петра, фонарь в тумане над Темзой побуждают влюбиться в него даже заочно.Так же как и знанием его дна – дамочки на час, озверелая городская шпана, избивающая перевязанного летчика с серебряной туфелькой, высший свет, пьянеющий на своих вечеринках быстрее любых пролетариев. С любовью воссоздает он стилистику 40-х, романтику военных, скромную элегантность дам в неизменных шляпках (мачехина шляпка являет собой огромную туфлю«шпильку», торчащую кверху), кепки люмпенов.А главное, дух этих лет, когда мимолетные встречи и казавшиеся вечными разлуки связывали людей навсегда. На этот яркий и доходчивый драмбалет стоит идти в первую очередь не балетоманам, ибо хореографический язык здесь довольно обыденный, не в пример режиссерскому, а родителям с детьми. Чтобы те изумились, как знакомая сказка легко переплетается с реальной жизнью.[b]«Золушку» будут играть до 10 июля[/b]