Навязчивость продавцов поражает своей безнравственностью
Сервис в советские времена иронично назывался «ненавязчивым». В том смысле, что его начисто вроде не было. Теперь времена антисоветские и сервис вроде бы есть. Но – лучше б не было. Где могила Гарриной матери? Навязчивость сегодняшних продавцов, даже законная, поражает своей безнравственностью. И, скажем так, ловким скольжением по граням закона. Вот, например, всем известно, что в ларьках продажи газет и журналов теоретически ничего, кроме газет и журналов, продаваться не может. То есть правительство города таким образом помогает средствам массовой информации. Продавцы ларьков на правительство смотрят странным взглядом. Продают еще канцтовары, китайских крысо-мышей и (что неплохо) презервативы. Разумеется, к каждому ларьку проверяющего не поставишь, и хорошо уже то, что водку в газетных ларьках не разливают, как в лихие 90-е. Но я веду речь о другом. Взрослого человека невозможно заставить купить какой-либо журнал или газету. С детьми – сложнее. Они обезьянничают в школе привычки одноклассников, за которые расплачиваются родители. С недавней поры я стал навязчиво думать о матери-создательнице Гарри Поттера. Некой писательнице Джоан Роулинг. Ну, спрашиваю я каждую неделю, почему эта мадам не купила себе виллу в Калифорнии и не исчезла в пламени пожара? Где справедливость? Мало того что старшая дочь, словно наркоман, ловит каждую фразу о судьбе очкарика-шизофреника из трудной семьи. Мало того что книги этой самой Роулинг занимают изрядное место на книжной полке, слава фехтованию, не вытесняя покуда Александра Дюма с его мушкетерами. В канун Нового года в обычном ларьке для продажи печатной продукции на улице Большие Каменщики появился первый номер журнала «Гарри Поттер». Он был в пакете и, кроме самого журнала, в этом пакете была еще пластиковая шахматная фигура. 160 рублей – невысокая плата за счастливые детские глаза. Спустя неделю дочь опять загрустила своим карим взглядом. Надо было покупать второй номер еженедельника. Там было еще две фигуры. Оказалось, журнал «Гарри Поттер» придумал продавать шахматы этого самого Гарри по одной-две фигурке в неделю. В третьем номере – (опять ожидающий160 рублей взгляд) – была черная ладья и игральная доска. Я не фанат игры в шахматы. И поначалу разъярился, что играть в игру дочь сможет лишь спустя 64 недели, но оказалось, что фигур в два раза меньше, чем клеток. Тем не менее издатели так называемого журнала уже обеспечили себе устойчивого покупателя на первое полугодие. Согласитесь, начать покупать шахматы «в разброс» и остановиться – совсем глупо. Может быть, советская торговля и была ненавязчивой, циничной и жестокой к покупателям. Но никто мне не продавал в магазине «Балатон» кубик Рубика по кусочку в неделю. Я же с надежной вглядываюсь в колонки светских происшествий и мечтаю, чтобы и на Джоан Роулинг, как на Джона Леннона, нашелся свой Марк Чепмен. Убежден, что туры памяти на могилу писательницы принесут туроператорам изрядную прибыль. Но это – дела будущего. А уже сегодня хочется получить ответ от того чиновника, что постановил признать журнал «Гарри Потер» средством массовой информации: вы, милостивый государь, сразу все фигурки получили или тоже, как я, собираете? Как наказать сушиносов? Впрочем, маркетинговый приемчик с игрушками в журнале кажется завядшими цветочками по сравнению с ухищрениями торговцев японской кулинарии в центре столицы. С недавнего времени на моем подъезде, который, как велел мэр, оборудован кодовым замком, появился плакат. Типа «Суши и сашими – в любую точку Москвы. 24 часа». Доставят то есть на Таганку роллы и прочие яства. Решили мы в пятницу гульнуть семьей и заказать по указанному телефону японский ужин. Тем более что цены, указанные на плакате, были приемлемы. Ну классно ведь – не ехать в ресторан, а ресторан к тебе едет. Как в кино про Америку. С одного телефона нас перевели на другой. По которому сказали, что доставка возможна, лишь если сумма заказа превысит 1000 рублей. Я не жадный человек, но принципиально не люблю, когда общепит делает из меня дурака. Тем более что под рекламой японской кухни был напечатан список всех необходимых телефонов чиновников Центрального округа и властей Таганки. Фантастическая дерзость и цинизм – разместить недобросовестную рекламу в качестве спонсорской поддержки информационной политики властей. И даже не задуматься, что там, под рекламой суши, дан телефон горячей линии по претензиям потребителей! Где, очевидно, разъяснят, как можно наказать за жадность японских сушивозов. С 1 января 2008 года я как гражданин России имею право на следующий фокус. Заказать по телефону хоть на тысячу рублей, хоть на миллион. В срок заказ должен быть доставлен. И из всего заказа оплатить лишь то, что я действительно ХОЧУ съесть. Новая редакция закона позволяет мне не оплачивать то, что мне оплачивать не хочется. А убытки продавцов – их личное горе и риск. Как вы с нами, господа рестораторы, так и мы с вами! Приятного аппетита!