Верноподданные мари
[b]Мало кому известно, что любимая всеми москвичами песня «Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой» написана выходцем из Марий Эл Андреем Эшпаем, лауреатом Ленинской и Государственной премий, народным артистом СССР. Среди земляков великого композитора много знаменитых имен, и с некоторыми из них зрители встретятся на концерте, посвященном знаменательной дате — в нынешнем году исполняется 450 лет со дня присоединения марийских земель к Российскому государству.[/b]«Тебе, российская столица, от верноподданных мари» – так будет называться торжественный вечер, который состоится 27 апреля в Большом зале мэрии. Его подготовили энтузиасты землячества Марий Эл (сегодня марийцы в составе населения столицы занимают 27-ю строчку). Сохраняя свои традиции и культуру, они создали в Москве национально-культурные организации. Землячество Марий Эл – это общественная организация, которая объединяет людей разных национальностей: марийцев, русских и других представителей автономии.Рассказывает [b]председатель Совета землячества Марий Эл Юрий ЕРОФЕЕВ[/b]:— Оказавшись на заре своей истории в зоне политических интересов славянского и тюркского миров, древние марийцы рано потеряли самостоятельность и стали развиваться в системе государственности других народов. Большая часть марийских территорий, входивших в состав Золотой Орды, при ее распаде в XV веке оказалась в подчинении Казанского ханства. То были времена противостояния Москвы и Казани. До середины XVI века продолжались разорительные набеги казанцев на русские земли и войск русских князей на земли Казанского ханства. Оказавшись между молотом и наковальней, население районов Марийско-Чувашского Поволжья было кровно заинтересовано в том, чтобы противостоянию Москвы и Казани был положен конец. Начиная с 1546 года представители горной черемисы, чувашей, мордвы стали просить царя Ивана IV принять их под свое подданство и обещали помогать русским войскам в завоевании Казани. За свою покорность впоследствии они, как и чуваши, получили на три года освобождение от уплаты ясака.Летом 1552 года Иван Грозный двинул на Казань огромное войско. Оно проходило по земле, жители которой заготовили для московских воинов много «хлеба и скота», расчищали дороги, «на всех реках мосты мостили». В походе участвовали отряды горных марийцев, в то же время луговые марийцы оказывали помощь защитникам Казани. В октябре 1552 года Казань была взята и Казанское ханство перестало существовать. В тот же день Иван Грозный послал по улусам обращение к местным предводителям с приказом прибыть для принесения присяги.Летописи сообщают, что в последующие дни население приносило присягу и даже кое-где сразу уплатило ясак. Однако еще 30 лет в черемисской земле не было мира, продолжались противостояние населения и отрядов стрельцов, эпидемии, неурожаи, притеснение язычества, произвол царской воеводской администрации – все это вынудило часть марийцев покинуть обжитые места и бежать в башкирские земли. К середине XVIII века в Приуралье и Прикамье сформировалась значительная группа восточных марийцев численностью 40 тысяч человек.Только в советское время марийскому народу дали автономию и саму возможность называться нацией. Думаю, что сегодня как никогда важно осознавать ценность своего этноса и не допустить исчезновения древнего народа. Свой вклад в это важное дело намерено внести и землячество Марий Эл.