Игорь Бутман: Я заигрываю с публикой
Завтра,16 февраля, в Московском Доме музыки проходит традиционный, уже восьмой по счету, фестиваль «Триумф джаза».Джаз никогда не был популярным искусством в нашей стране. Но благодаря саксофонисту Игорю Бутману он завоевывает все большие и большие территории. Самый звездный джазовый музыкант России катается на коньках в телешоу. Дает концерты с Ларисой Долиной. Наконец, в течение восьми лет проводит фестиваль «Триумф джаза», на который привозит корифеев американского джаза. «Вечерке» знаменитый музыкант рассказал о секретах фестиваля, о любви иностранных джазменов к мелодии из «Ну, погоди» и о своей любви к творчеству Аллы Пугачевой. - Игорь фестиваль пройдет уже в восьмой раз. Наверное, становится все труднее удивлять и привлекать народ в зал? -Честно говоря, в планах не стоит никого удивлять. Хочется просто доставить людям радость. Есть еще много замечательных музыкантов, которые ни разу не выступали перед московской публикой. У многих артистов выходят новые альбомы, поэтому ни страшно кого-то привезти и еще раз. Сложность в том, что сам бюджет фестиваля варьируется каждый год. Приходится в рамках имеющихся средств искать новые возможности. Если у нас было бы каждый раз, допустим, миллион долларов, вообще никаких бы проблем не было. К счастью, фонд «Триумф» нас поддерживает. И надеюсь, фестиваль в Доме музыки, в этом году окажется не хуже предыдущих. У нас будет и Гонсало Рубалькаба, бразильский пианист, и японцы, и Давид Голощекин, и Сергей Чернышов, вибрафонист. Очень интересные и достойные музыканты. -А обещанный саксофонист Ли Кониц? Он все-таки уже не молод – 80 лет - он не боится пускаться в такое трудное путешествие? -Нет, ехать он не боится. И поэтому едет к нам. (смеется). Мы ждем, надеемся. Договоренность у нас с ним есть. -Если говорить о приглашениях звезд, насколько все у вас держится на личных контактах, насколько на личной заинтересованности самих артистов? - Конечно, меня знают, мне доверяют, поэтому едут. Но мне кажется все-таки, в основном, ими движет желание выступить перед новой публикой в незнакомой стране. Связи важны, но это не самое главное.-Кто из артистов мог бы сказать: «Игорь, ради тебя хоть бесплатно!»? - Честно говоря, я не хотел бы доводить ситуацию до такого предела. Скажу без ложной скромности, многие могли бы произнести такое. Даже великие музыканты. Но я требую от людей профессионального отношения во всем. И я сам не могу позволить себе злоупотреблять чьей-то добротой. Я сам в первую очередь против таких просьб. -В продаже появился диск «Веселые истории» - джазовые обработки песен из советских мультфильмов, которые вы записали со звездами: пианистом Чиком Кориа, трубачом Рэнди Бреккером, басистом Джоном Патитуччи, барабанщиком Джеком Деджонеттом... Это ведь не их детство, не их ностальгия. Чем их мог привлечь подобный материал? - Именно материал их и привлек. Я послал им варианты записей, которые могут получиться – демонстративную запись, которую мы сделали с нашим квартетом. Послали им DVD с мультфильмами, рассказали, что это музыка, которую здесь любят миллионы. И им это все показалось очень любопытным. Сами песни ужасно понравились. Они на второй день записи все напевали мелодию из «Ну, погоди» - она очень запоминающаяся. Понравилась баллада Крылатова «Прекрасное далеко» и Чику Кориа – колыбельная из «Умки»… Потом, кстати, тут есть еще такой момент. Они очень давно не играли вместе. Прошло 40 лет как Деджонетт и Чик Кориа вместе играли у Майлса Дэвиса.-А может последовать продолжение? Джазовые кавер-версии поп-песен из серии «Старые песни о главном»? - Я, участвуя, в шоу «Ледниковый период» понял, что хотел бы записать пластинку песен Аллы Пугачевой. У нее есть песни, которые действительно мне очень нравятся. Много песен хороших в кино. Думаю, обязательно что-то сделать из этого. Уже много лет мы хотим исполнить с нашим квартетом музыку Deep Purple. Так что перспективы широкие.-Многие вас упрекают, что вы заигрываете с попсой. Не гнушаетесь даже цыганочкой. -Ну (усмехается). Я не знаю, что сказать. Многие джазовые музыканты, которых я очень уважаю «заигрывали» с попсой: Херби Хенкок, Фредди Хаббард, Майлс Дэвис. Даже Джон Колтрейн, который считается непоколебимой фигурой, и тот записал альбом – популярные мелодии из мюзиклов - с собственными обработками, гармониями, собственным пониманием. На самом деле, я даже не думаю об этом. Знаете, как говорят: собаки лают, караван идет. Всем, к сожалению, не угодишь. Если играть какой-то суперавангардный джаз - будет маленькая аудитория, если играть совсем поп-джаз - будет огромная аудитория, но мне это совсем неинтересно. Я стараюсь делать то, что мне нравится и делать это хорошо. Если люди скажут, что я делаю плохо, мне будет обидно, и я начну пробовать сделать лучше. Я заигрываю с публикой. Ну а с кем еще заигрывать?-То что вы участвовали с ледовом шоу, прибавило реально публики на ваших концертах? И насколько эта новая публика качественная? -Конечно, аудиторию это точно увеличило. А насколько она качественная, это вопрос сложный, очень щекотливый. Думаю, если люди, узнав обо мне из этого шоу, нашли возможность прийти на мои концерты и посмотреть, какую музыку я играю, это уже о многом говорит. Это люди интересующиеся. Это явно качественная аудитория. Они видели меня катающимся, падающим, переживающим. Теперь они дают мне шанс показать, какой я на сцене, дают шанс доказать свою популярность музыкально.