Два сапога на одну ногу
[b]Археологи приступили к изучению огромной коллекции обуви, найденной во время раскопок на территории Москвы.[/b]Раскапывая культурные слои Москвы, археологи находят очень много кожаных вещей. Оказывается, москвичи со времен основания города щеголяли в кожаной обуви, а лапти — это для деревни. В столичных музеях хранятся сотни тысяч фрагментов обуви, найденных археологами за десятилетия раскопок мегаполиса, и с каждым годом коллекции увеличиваются. Как ни странно, но ученые до сих пор не знают, что делать с этим богатством, как и кто должен его изучать. За этот нелегкий труд взялся [b]сотрудник Музея археологии Москвы Дмитрий ОСИПОВ[/b]. Он внимательно просмотрел тысячи образцов древней обуви, проконсультировался с мастерами-сапожниками и даже с ортопедами и получил очень любопытные результаты.— Довольно распространено мнение о том, что славяне — народ низкорослый, — замечает Дмитрий Олегович. — Но это не так. Средняя длина мужских подошв ХVI века соответствует 25–27-му размерам. Такая обувка впору человеку ростом не ниже 170–172 см.Антропологи с ним согласны. Действительно, вятичи, жившие на территории Москвы и в окрестностях вплоть до ХIV века, были самым рослым из славянских племен. Нам, современным москвичам, есть чем гордиться, ведь мы потомки средневековых богатырей.От монголо-татар русские переняли сапоги, и в ХIV веке эта обувь стала самой ходовой в Москве, а сапожник — наиболее распространенной профессией в древнерусских городах. Изготовление обуви – процесс ответственный. Вначале славяне не умели выделывать толстую кожу, подошвы мастерили из нескольких тонких слоев. Но в ХVI веке все изменилось: на подметки уже шла грубая бычина, верх шили из мягкой кожи, а подкладку — из чего похуже. Деревянный каблук подкладывали под подошву и сверху обшивали кожей. Сапожки доходили до колен и были косо срезаны по краю.Несмотря на приличный возраст, дорогие сапоги выделяются сразу: они из очень хорошей кожи, голенище украшено тиснением и маленьким круглым вырезом сверху, в который вставляли красивую материю. Поперек каблука шла бронзовая проволочка, а вдоль — полоска кожи.До ХVIII века сапоги для женщин и мужчин ничем не отличались по крою. Но, по мнению ученых, маленькие подошвы с узкой «талией», скорее всего, топтала золушка, а не принц. А вот различий между левой и правой ногами действительно не было, подошвы были симметричными! Есть, правда, несколько пар ХVI века, выкроенных на левую и правую стопы. По мнению Дмитрия Осипова, это первая ортопедическая обувь для исправления продольного плоскостопия.Потом изобрели наборный каблук, и к ХVI веку эта мода дошла до нас. Москвичи стали ходить в сапогах с каблуком в 6— 7 см. Учитывая, что супинаторов тогда не было, это было нелегким делом. Во второй половине ХVI века в Москве появилась подковка — железный серпик с шипами, который вбивали в каблук. Потом конструкцию усовершенствовали: вместо шипов придумали дырочки для гвоздей.Ну а в ХVIII веке Петр I ввел моду на европейскую обувь — туфли и башмаки, технология изготовления которых была уже совершенно другой.Русский сапожник шил обувь на коленке, закрепляя на ней детали ремнем — шпандырем (помните словечко «пришпандорить»?). И уже готовый сапог надевал на колодку, обивая шов. Европейский же мастер тачал туфлю сразу на колодке, отчего обувь получалась более элегантной. С Запада пришел и такой незаменимый предмет, как стелька.Смотришь на обувь тех далеких времен и диву даешься, до чего же она современная. Теперь понятно, откуда модные дизайнеры черпают свои идеи — из музеев, где есть коллекции средневековой обуви.