Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Последний император итальянского кино

Развлечения
Последний император итальянского кино

[b]Сегодня празднует юбилей один из последних не только живых, но и дееспособных классиков итальянского кинематографа – Бернардо Бертолуччи. Известный итальянский кинокритик Паоло Перроне, которому доводилось не раз общаться с маэстро, рассказал «Вечерке» о прошлом и настоящем выдающегося режиссера.[/b]Только что он завершил сценарий своего нового фильма, написанный по мотивам романа американской писательницы Энн Пэтчетт «Бельканто» – бестселлера, проданного в США миллионным тиражом. Сюжет вымышлен, но основан на реальных происшествиях. После ностальгического и нежного взгляда на события 1968 года в «Мечтателях» Бернардо Бертолуччи снова обращается к прошедшему времени.Впрочем, не столь отдаленному. История, рассказанная в «Бельканто», произошла десять лет назад, когда боевики проникли в резиденцию японского посла в Лиме во время вернисажа (в фильме Бертолуччи – выступления знаменитой оперной певицы), захватив всех присутствующих в заложники; впрочем, в их числе не было президента Перу, главной цели террористов. Запершись в здании посольства с полусотней заложников, они держали осаду около трех месяцев, пока вмешательство спецслужб не положило конец этой трагической истории. Все террористы были убиты при штурме.Съемки фильма должны начаться в Южной Америке в конце лета под руководством бессменного продюсера Бертолуччи – Джереми Томаса. Для режиссера, сегодня преодолевающего очередной возрастной рубеж, новый проект станет возможностью предложить публике свое размышление на актуальную социально-политическую тему – и не в первый раз задуматься о причинах, толкающих человека на крайность. Еще одно путешествие по волнам памяти, политики, судьбы, реальности и снов.Для Бертолуччи нет ничего современней, чем день вчерашний. А использование книги – не более чем трамплин для обращения к привычным, обязательным темам. «Более всего в романе Энн Пэтчетт меня заинтриговало то, что произошло между заложниками и террористами, – признает Бертолуччи. – С какого-то момента все обитатели посольства перестали делать между ними различия! Атмосфера была сходной с той, которую мы помним по «Ангелу-истребителю» Луиса Бунюэля…» На горизонте у Бертолуччи – масса новых проектов. Например, давно обещанная третья часть «ХХ века», к которой он так и не приступил до сих пор. Или фильм об интригующей судьбе Джезуальдо ди Веноза, знаменитого композитора XVI века, автора мадригалов. Хотя во время нашей последней встречи режиссер был убежден, что приступит к осуществлению этого проекта буквально на днях: «Джезуальдо был потрясающим музыкантом, хотя до сих пор он известен немногим, – а ведь Стравинский считал его чуть ли не образцом… У меня уже есть название, «Небеса и ад», и я приступаю к написанию сценария».Идет ли речь о малоизвестном композиторе, жившем пять веков назад, или о трех молодых людях 1960-х, Бертолуччи верен себе: глядя в прошлое, он видит в нем сегодняшний день. «В начале моей карьеры я был уверен, что кинематограф знает лишь одно время – настоящее. Но потом я осознал, что все не так просто: кино имеет дело не с настоящим моментом, а с длительностью времени. Время всегда было главным сюжетом кинематографа, даже если казалось, что фильм говорит о чем-то ином. Кокто был прав, утверждая, что «кино снимает смерть за работой».Сын знаменитого поэта и прозаика, Бертолуччи – автор как скандальных и зрелищных фильмов, так и малобюджетных фильмов-экспериментов; он остается собой вне зависимости от того, работает ли над колоссальным проектом с гигантским бюджетом или над чем-то скромным и интимным. В любой ситуации он настаивал на своей концепции кинематографа, имеющего дело больше с грезами, нежели с действительностью, и сочетал тонкий анализ внутреннего состояния человека с яркими и живыми картинами реальности. Экзистенциальные вопросы, взлет и падение идеологий, трудности коммуникации, моральный и интеллектуальный хаос, неуверенность человека в том, где его место на перекрестках истории: все это рисует портрет уникального режиссера, влюбленного в психоанализ и методику французского кино (страстный поклонник «Новой волны», Бертолуччи считает моделью для подражания судьбу и метод Жана-Люка Годара).Однако, даже будучи убежденным космополитом, Бертолуччи не устает заявлять о глубинной связи с традициями итальянского кино. «Я снял три фильма, смирившись с законами международной киноиндустрии: «Последний император» в 1987-м, «Под покровом небес» в 1990-м и «Маленький Будда» в 1993-м. Меня тут же стали обвинять в продажности, а эти фильмы окрестили американскими. Ничего нельзя придумать глупее! Тот же «Последний император» был совершенно итальянским фильмом. Может, он и смотрелся как американский, рядился в американский, но в этом был мой вызов Голливуду. Я бросил вызов – и выиграл, как мне кажется. Тем более что после этих трех фильмов я решил вернуться на родину, в Италию. Больше всего на свете мне самому хотелось снова обратиться к более простому кинематографу, не зависящему от тотального контроля продюсеров. И я пришел к тому, с чего начинал как режиссер: работе с маленькой съемочной группой и менее амбициозным творческим задачам. Так в 1996-м возникла идея сделать такой фильм, как «Ускользающая красота». А в 1998-м я себя чувствовал просто прекрасно, снимая всего за 28 дней и за смешные деньги «Осажденных». Вот этого рекорда скромности мне, боюсь, уже никогда не превзойти…»В фильмографии Бертолуччи масштабные проекты соседствуют с автобиографическими «маленькими» картинами, одна из которых – «Перед революцией» – принесла ему в 1964 году первые лавры. На этот фильм Бертолуччи вдохновила не только «Пармская обитель» Стендаля, но и собственный опыт: «В те годы я жил в Парме и описывал ситуацию, схожую с моей собственной, – после долгого изматывающего пути мой герой открывал для себя новый мир». Другой «маленький» фильм – метафизическая «Стратегия паука» 1970 года – сделал Бертолуччи международной звездой режиссуры, а ведь он тоже возвращал режиссера в его родные места, хотя это путешествие было куда более опосредованным. «Трагедия смешного человека» (1981) – последний визит Бертолуччи в собственное детство.Билет туда и обратно, из прошлого в настоящее, из провинции в столицу, из Италии в Америку; поиски стиля и выразительных средств Бертолуччи вел в дороге, не останавливаясь ни на минуту. «Зачем я вернулся к себе вчерашнему? – сказал он сразу после выхода «Мечтателей». – То, что происходит в последние годы, слишком явственно напомнило мне о том, что мы переживали в конце 1950-х – начале 1960-х. Как раз когда я родился на свет как художник. Тогда «Новая волна», обновлявшая законы кинематографа, говорила не только о необходимости менять искусство, но и о глобальной жажде изменения мира. По счастью, и в самых талантливых из нынешних режиссеров я ощущаю эту потребность – об этом свидетельствуют фильмы таких авторов, как Дэвид Линч и Ларс фон Триер, Хармони Корин и Вонг Кар-Вай».В «Мечателях» Бертолуччи вернулся к призракам, впервые потревоженным им в «Последнем танго в Париже», – снятый в 1972-м, этот скандальный фильм с Марлоном Брандо и Марией Шнайдер был сокращен по решению суда в Болонье, обвинившего режиссера в «непристойности». Но во втором парижском танго нет тоски и боли – это рассказ о воспитании чувств двух мальчиков и одной девочки, не выходящий за границы одной квартиры. «Я хотел воссоздать климат неповторимой эпохи, весны всех чувств, полемичной и беспокойной поры, когда открытие радостей кинематографа и секса впервые поставило под вопрос теории предыдущего поколения, – вспоминает Бертолуччи. – В «Мечтателях» секс – способ романтического познания мира, слегка омраченный предощущением смерти».Политика, секс и кинематограф, погружение в прошлое, обращенное к будущему, – те элементы, причудливое совмещение которых и позволило родиться на свет феномену Бернардо Бертолуччи.[b]Паоло ПЕРРОНЕ,специально для «Вечерней Москвы»[/b]

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.