Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

«Хорошего всегда писалось мало»

Развлечения
«Хорошего всегда писалось мало»

[i]Михаил Успенский, дебютировавший в начале 1980-х, сегодня – один из самых популярных российских фантастов и неизменный участник конференций «РосКон». Первый же роман Успенского из «Трилогии Жихаря» – «Там, где нас нет» – удостоился главного приза фантастического фестиваля «Странник» и премии «Золотой Остап» в номинации «Самая смешная книга года», а за роман «Посмотри в глаза чудовищ» Успенский, вместе с соавтором Андреем Лазарчуком, номинировался на Букеровскую премию. Общий тираж книг Успенского – свыше миллиона экземпляров. На недавно завершившемся «РосКоне» Успенский ответил на вопросы «ВМ».[/i][b]– Принято считать, что вы пишете, ориентируясь прежде всего на высоколобых интеллектуалов.[/b]– Вот уж воистину: «сочинителей всегда первых вешают, чтобы не сочиняли». А я-то был убежден, что работаю для читателей самых разных возрастов и степени образованности. Приходили письма и от 12-летних мальчишек, и от 70-летних любителей словесности; и от токаря, пишущего с орфографическими ошибками, но с трепетом относящегося к народному юмору, и от доктора технических наук, на мой взгляд, не совсем справедливо попытавшегося разложить по полочкам «Приключения Жихаря» на ироническую прозу, социальную сатиру и классическое фэнтези. Каждый находит что-то свое. Главное, чтобы было интересно, чтобы слово цепляло ум и душу и, по возможности, легко. Тогда находишь и обратную связь.[b]– И все-таки читатель нужен подготовленный?[/b]– А разве устроит читателя неподготовленный писатель? У меня в домашней библиотеке более 3 тысяч томов. Среди них масса справочной литературы, энциклопедических изданий, сборников былин, сказок, легенд (в том числе и зарубежных), исследовательские работы по фольклору, масса словарей. Все это – необходимый и неисчерпаемый источник при сочинительстве. Незазорно использовать словарь Пушкина; а я еще, например, и из словесного запаса Солженицына двадцать выражений и образов почерпнул, чем очень доволен – больно органично они в общую канву романов влились.Никогда не чурался собирать и искать Слово. К этому приучал и журналистский труд: много приходилось мотаться по Красноярскому краю, по Северу, а там колоритнейший сказ, бывает, и с солью-перцем. На это же наставлял и один из моих учителей, великий русский писатель Виктор Астафьев. Конечно, нас разделяла почтительная дистанция, но с каким удовольствием я записывал и передавал для него тексты частушек или впервые услышанное в таежном поселке хлесткое выражение! Насколько знаю, мои коллеги и сотоварищи – Александр Кабаков, Дмитрий Быков или блестящий стилист, устный рассказчик, поэт, писатель-фантаст Геннадий Прошкевич – постоянно подпитывают себя народным языком, фольклорной образностью. Без этого любой вид искусства мертв.Романтизм Беляева, панорамность Ефремова, многослойность языка Стругацких, глубина философской мысли и притчевость Лема – это все классы одной великой школы.Есть, разумеется, толковые молодые литераторы-фантасты, такие, например, как Леонид Каганов, Михаил Харитонов или Сергей Чикмаев с его «Анафемой». Но это редкое исключение. Большинство же не владеет даже мыслью, не говоря уж о слове. Правда, хорошего всегда писалось мало. Из ста тысяч названий – 97% абсурд, графоманство.[b]– Возможно, виновато время, когда важнее всего быстрый коммерческий успех?[/b]– Значит, мы с вами виноваты: плохо учили, мало напоминаем о недавнем прошлом. Как сказал Николай Гумилев, «жить стало легко, но очень противно». Я не бедствовал в советские времена, но творчески задыхался. Как писатель был невостребован и – точно – скатился бы под забор.Сейчас власть заигрывает с молодежью. Бесстыдство сегодня и в том, что многие молодые заискивают перед властью, боясь «с осетрины на мойву перейти». Хотя, как выясняется, не так уж это страшно: философы и писатели-фантасты давно доказали – с обществом потребления мир идет в тупик. 15 лет назад у стен Белого дома три дня люди побыли людьми. Но сегодня почему-то стали этого стесняться. То ли устали, то ли подзабыли, какие были душные времена. А возможно, разуверились в идеалах демократии и свободы, которые ежедневно свертываются, как шагреневая кожа. Вот и предпочитают жить «коммерческим успехом».[b]– А сами вы с каким настроем к власти относитесь? Доверяете, опасаетесь?[/b]– С любой властью надо бороться. Думаю, Жихари не перевелись еще на Руси, чтобы неповадно было Жупелам, Мироедам да Невзорам легко править. По мере скромных сил тоже борюсь с властью – острым словом, насмешкой. Смех для власти как кнут: глядишь, после пары горячих завертится и побежит куда надо.[b]– Над чем работаете?[/b]– В соавторстве с Андреем Лазарчуком – моим постоянным партнером – завершаю третью книгу. В ближайших планах – попытка создания романа в письмах. Говорю об этом с трепетом: у меня более 300 писем отца с войны, бесценных документов, – ведь дневники на фронте вести запрещалось. Это живые свидетельства любви к Родине, нежные строки, обращенные к любимой женщине. Штрихи людских характеров, примеры предательства, глупости и высочайшей самоотверженности, героизма целого поколения, перемогшего Великую Отечественную и растерявшегося после Победы. Поколения, перед которым мы в вечном долгу.[b]СПРАВКА «ВМ»[/b][i]Международная литературная конференция по вопросам фантастического жанра «РосКон-2006» проходила в подмосковном пансионате «Клязьма» и длилась четыре дня. Главным событием стало, как всегда, вручение специальных премий.Звание «Фантаст года», присуждаемое за суммарные тиражи изданий, как и ожидалось, получил вновь Сергей Лукьяненко (никто и не мечтал соперничать с автором двух блокбастеров).«Большой РосКон» в виде Георгия Победоносца, побеждающего дракона, – за выдающийся вклад в фантастику – был вручен Владиславу Крапивину. Как всегда, особую премию получил Василий Головачев – на этот раз «За лучший сборник фантастики». Премия «Алиса» по детской фантастике досталась Александру Етоеву за повесть «Уля Ляпина, супердевочка с нашего двора. Полосатая зебра в клеточку».Вручаемый с 1998 года приз читательских симпатий журнала «Если» «Сигма-Ф» сегодня впервые давали на «РосКоне»: за роман «Феодал» –Александру Громову, за повесть «У Билла есть хреновина» – Олегу Дивову. Удивительное единодушие продемонстрировали участники конвента с читателями журнала: те же произведения удостоились и «Золотых РосКонов». Больше того, Дивов за свою «хреновину» получил ещё и мемориальную премию имени Кира Булычева (в виде миниатюрной пишущей машинки) – как за самую добрую и гуманную повесть.Огромный пансионат едва вместил более 600 участников конференции. Здесь, словно молекулы в броуновском движении, встречались классики жанра и дебютанты, критики и журналисты, переводчики и кинематографисты, художники, издатели и, наконец, читатели, преданные фантастике и своим кумирам. Юбилейный доклад Андрея Валентинова «Фантастика, фантасты, фантасня» был посвящен 10летию «фантастического» книжного бума 1996 года, когда произошел скачок от узкого круга в 40–50 имен и примерно 80 книг в год к сегодняшнему изменению на порядок: более 400 писателей, свыше 1500 книг (считая переиздания, из них 500 – новых). Мастер-классы вели Ник Перумов, Сергей Лукьяненко, Александр Громов, Андрей Лазарчук, Сергей Дяченко и Олег Дивов, много поклонников пришло на встречу с патриархом жанра Владиславом Крапивиным.Самая интересная и массовая дискуссия получиласьу Татьяны Семеновой, автора проекта «Фаэтон» на организованном ею круглом столе «НФ сегодня». Заметным явлением стала презентация аудиособрания в 20 томах братьев Стругацких, изданного журналом «Вокруг света» и ИД «Равновесие».[/i]

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.