Кабинет из России
[b]Когда в России – естественно, на самом верху, в царственных кабинетах, – встал вопрос, что отправить на Первую всемирную выставку в Лондон, то дебаты продолжались не один месяц.[/b]По определению выставка предполагалась одновременно торговой и промышленной, но именно в этом и была загвоздка.Издревле главными предметами русского экспорта являлись дерево и пенька, деготь и холсты, ну и зерно, конечно же. Понятно, что ничем этим просвещенных европейцев удивить было нельзя. Что же касается промышленности, тут мы вообще были на далеких задворках.Таким образом, Российская империя неожиданно оказывалась в числе стран – как правило, дальних, небольших и небогатых, – участие которых в выставке ограничивалось показом предметов быта. Это было унизительно, и потому – никаких самоваров, рушников и кокошников, пусть даже расшитых золотой нитью! Но что же тогда отправлять в Лондон? Судили долго, рядили столько же, пока не пришли к приемлемому решению. Иноземцев решено было обескуражить, потрясти, ослепить и стереть в порошок роскошью! Вот почему Русский отдел выставки представлял собой нечто очень похожее на сокровищницу: гигантские канделябры, вазы из яшмы и фарфора, серебряная горка для праздничного стола со сценами из древнерусской истории, изготовленная в московской мастерской Игнатия Сазикова, наконец, дар русского императора – шкатулка черного дерева с инкрустацией из полудрагоценных камней в виде фруктов, так похожих на настоящие, что принц Уэльский якобы воскликнул: «Как бы мне хотелось их съесть!» Но истинной жемчужиной российского собрания был малахитовый кабинет, изготовленный специально к выставке мастерами фабрики А. Н. Демидова. Парад малахита – без малого 8 десятков предметов – вылился в триумф русских мастеров. Вчерашние ученики Европы, осваивавшие азы мозаичного ремесла по итальянским, французским и английским образцам, явили миру подлинные вершины, поразив даже самую пристрастную публику красотой материала, разнообразием форм, качеством обработки камня. Это, как писали в английской прессе, стало невиданным до сих пор явлением в искусстве.А вот еще несколько выдержек из отчетов российских и зарубежных изданий, посвященных Всемирной выставке в Лондоне.[b]MORNING POST:[/b] [i]«Первое место между русскими произведениями, как по богатству, так и по изяществу, бесспорно, принадлежит произведениям из малахита... Трудность найти покупщиков для таких дорогих вещей остановит, вероятно, на долгое время приготовление новых вещей из малахита, и весьма вероятно, что выставленные в настоящее время в Хрустальном дворце предназначены занять в воспоминаниях место, которое принадлежит им как одним из самых удивительных и редких явлений на выставке всех народов».[/i][b]«БИБЛИОТЕКА ДЛЯ ЧТЕНИЯ»:[/b] [i]«Вокруг малахитовых ваз разложены, без симметрического порядку и в чрезвычайном изобилии, куски малахиту и золота… Эти блестящие обломки, разбросанные с крезовской роскошью, придают Русскому отделению вид чрезвычайного богатства; подобно гордому великану, оно как будто надменно улыбается пигмеям, хотевшим подтрунить над ним».[/i][b]DAILY NEWS:[/b] [i]«Различные вещи из малахита при выгодном размещении их производят чудный эффект, а контраст между цветом этих вещей и алым цветом обоев той комнаты, в которой они выставлены, придает им вид необыкновенного великолепия. В числе их находятся кресла, рисунок которых превосходен, и великолепный стол, с разными другими принадлежащими к нему вещами, также из малахита. Все эти предметы оценены таможней в 20 000 фунтов стерлингов».[/i][b]«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЕ ВЕДОМОСТИ»:[/b] [i]«Демидовы получили главную награду выставки – Медаль Совета, малахитовые вазы – «Почетный отзыв».[/i]Успех российских экспонатов был столь впечатляющим, что и на следующих всемирных выставках Россия предпочитала поражать публику не своими достижениями в технике или промышленности, а своим богатством. Да и то: первых по-прежнему не было, а второе – не кончалось.[b]На илл.: [i]Малахитовый кабинет Демидовых в Русском отделе выставки.[/i][/b]