Главное
Истории
Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Километры истории

Общество
Километры истории

[b]В минувшем году Российскому государственному архиву кинофотодокументов (РГАКФД) исполнилось 80 лет.К этому юбилею специалисты РГАКФД вместе с коллегами из других федеральных архивов, Политехнического музея и Музея кино подготовили интереснейшую экспозицию из трехсот раритетов в выставочном зале Росархива на Большой Пироговской ул., 17.[/b]Конечно, отразить миллион документальных фотографий и километры пленки 40 тысяч исторических кинодокументов, хранящихся в построенном после войны в подмосковном Красногорске немецкими пленными здании, ни одна выставка не в состоянии.Авторы нынешней экспозиции постарались проследить историю страны с середины XIX века до предвоенного 1940 года на фоне развития техники, при помощи которой эта история фиксировалась для будущих поколений.Один из главнейших элементов любой оптической системы не случайно называется объективом. Его способность бесстрастно фиксировать события и по воле человека проецировать их сначала на фото-, потом на кино-, а теперь на видеоносители сразу оценили и главы государств, и политики, и военные, и деятели культуры, да и простой люд – словом, вся наша цивилизация. Но, как любые технические новшества, первые фотокамеры были ужасно громоздки и дороги, для их транспортировки и подготовки к работе требовался целый штат подмастерьев и грузчиков, а тогдашний фотограф был повсеместно уважаемым романтикомпервопроходцем вроде нынешних летчиков-испытателей. Поэтому в дореволюционных фондах РГАКФД очень мало обывательских фотографий – все больше оборона Севастополя, Порт-Артур, военные маневры и парады.А снимков знаменитых актеров, художников и писателей дошло до нас меньше, чем императорских фотоальбомов, несмотря на последующие семь с лишним десятилетий советской власти.Зато старинная фототехника в запасниках Политехнического музея сохранилась прилично. Так, посетителям демонстрируют до сих пор работающую английскую складную «зеркалку» фирмы «Марион», адаптированную специально для тропиков Африки и Индии, а также личную павильонную камеру корифея отечественной фотолетописи Моисея Наппельбаума. А уже в начале прошлого века в России появляются первые компактные ручные камеры. Их относительная простота не требовала специальной профессиональной подготовки, что быстро оценили в образованных слоях общества. Фотосъемка становится модной у знати, фотоаппараты охотно берут в руки сановные особы. Нынче архивисты впервые выставляют личный фотоальбом Александры Федоровны, напечатанный в 1914 году небольшим типографским тиражом в благотворительных целях (вся прибыль от его продажи шла в пользу раненных на фронтах воинов). А рядом – ручной американский «Кодак» точно такой же модели, при помощи которой все эти царственные снимки были сделаны.Фотодокументы же первых советских десятилетий – прежде всего пропаганда. Бесчисленные парады ворошиловских стрелков, редчайшая съемка самолета-гиганта «Максим Горький» в полете над Красной площадью, герои-челюскинцы и трудовые свершения первых пятилеток – очень разные темы, но все они потребовали возникновения новой профессии «фоторепортер».Вот один из первых примеров этого жанра, ставший классикой, – сделанная в 1931 году фотосерия Альперта «Семья Филипповых»: обычная московская «ячейка общества» у колеса обозрения в Парке культуры и отдыха, мама получает в заводском кооперативе заказанные продукты, потом идет в кружок по ликвидации неграмотности среди домохозяек...Конечно, мастера старой гвардии в этих условиях быстро вышли «в тираж», ну а их наследники аршинными темпами догоняли ушедших вперед зарубежных коллег. И, как уверяют историки фотоискусства, перед войной советский фоторепортаж котировался на общемировом уровне вполне прилично.Если пропагандистскую мощь фотографии в России оценили не сразу, то применительно к фотографии ожившей власти, как вначале называли синематограф, подобной ошибки не допустили.Достаточно сказать, что самые ранние киносъемки в России сделаны на коронации Николая II в мае 1896 года – всего лишь через пять месяцев после первого публичного киносеанса в Париже.Императорский двор специально пригласил снять на кинопленку московские торжества работавших у братьев Люмьер французских операторов Муассона и Дублие, и этот документ сейчас – старейший в отечественном государственном киноархиве. Вообще же дореволюционных кинопленок сохранилось около тысячи, и наряду с военными парадами и праздниками, сражениями Русско-японской и Первой мировой войн кинообъектив запечатлел для потомков наводнение 1908 года в старой столице и пожар Малого театра в 1914 году, Вербный базар на Красной площади и скачки на Московском ипподроме… Хотя, конечно, тогда кино в России оставалось всего лишь «Великим немым». До звания «великого конкурента кабака и церкви», каким наградит его Лев Троцкий, а тем более до тяжеленных златых оков «важнейшего из всех искусств» еще оставались годы. И, наверное, один из первых знаменитейших наших кинорежиссеров Дзига Вертов в начале своей профессиональной карьеры не мог предположить, до какой степени бюрократического разгула вскоре дойдет опека советских органов над кинематографом, в 1926 году вдруг решивших переименовать его готовую картину «Шестая часть света» в... «Шестую часть мира».По подлиннику письма мастера чиновникам Бендерскому и Юдину, представленному в витрине, видно, что Вертов от такой «редактуры» едва ли не обезумел: он заявляет, что изменение названия сейчас несравненно убыточнее полного запрета фильма, уверяет, что лучше было бы «Шестую часть» полностью сжечь, чем обрекать на такое позорное падение, и умоляет в крайнем случае использовать другие варианты заголовков, которые он приводит ниже... Милый Дзига! Он тогда еще не успел понять, что искусствоведов в штатском бессмысленно о чем-то упрашивать...Впрочем, применительно к кино пословица о том, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, актуальна как нигде. И устроители вставки сделали царский подарок посетителям.– По специальному графику мы будем демонстрировать довоенные ленты кинохроники и документальные фильмы того времени, – рассказала «ВМ» [b]завотделом выставок и публикации архивных документов РГАКФД Елена КОЛОСКОВА[/b]. – Например, здесь можно будет увидеть оцифрованную экспериментальную цветную ленту режиссера Медведкина «Цветущая юность» о физкультурном параде на Красной площади 18 июля 1939 года. А начать мы решили с документального фильма 1936 года «Новый год» – тогда в Кремле впервые после революции разрешили советским гражданам ставить елки.[i]Выставка «Россия. История в объективе. 1850–1940» открыта до 28 января. Выходные – понедельник, вторник.[/i]

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.