Про «это» по-древнегречески
[b]В Историческом музее открылась экспозиция, каких ни здесь, ни в другом музее России еще не было. Просто потому, что во все времена на тему секса было наложено табу. А между тем эротика и отношение к ней – неотъемлемая часть мирового культурного наследия.[/b]И вот наконец в Москве «Любовь и Эрос в античной культуре» – большая экспозиция из собраний Исторического музея, Эрмитажа, Музея изобразительных искусств имени Пушкина и музеев Берлина.– Благодаря такому солидному сотрудничеству, – рассказал корреспонденту «ВМ» куратор выставки Денис Журавлев, – здесь только первоклассные вещи. Это древние сосуды, терракотовые статуэтки, копии фресок, украшения, шедевры миниатюрной пластики, геммы и т. д. Многие из этих произведений искусства неизвестны даже эрудитам. Зато гимн любви, древним богам Афродите и Эроту, чувственным наслаждениям звучит в полный голос.[b]– Как вы вообще решились устроить эту выставку?[/b]– Когда я представил ее концепцию на музейный конкурс, особой надежды не испытывал, но выиграл. Музейное сообщество решило: надо же когда-то начинать. Сколько можно скрывать от глаз потрясающие памятники археологии, запечатлевшие без ханжеских купюр, без фиговых листиков и многоточий эротические сцены и самые интимные моменты любовных отношений. Так было принято в античном искусстве, где обыденного и естественного не стеснялись.[b]– И откуда же пришли к нам эти памятники?[/b]– В разное время они были найдены в Греции, Италии, на Кипре, где, по легенде, Афродита родилась из морской пены, в Малой Азии. Здесь и археологические находки наших ученых в Северном Причерноморье, включая эту великолепную мраморную статую Афродиты, называемую Таманской.[b]– Кроме богов любви в экспозиции есть много и других. Зевс-громовержец, например, не выходит за рамки темы?[/b]– Ни в коей мере. У Зевса было столько любовных приключений, что он на все времена одарил искусство знаменитейшими сюжетами. Вы видите их на древних вазах. Именно Зевс обратился в быка, чтобы похитить свою избранницу Европу, он же в облике лебедя занимался любовными играми с Ледой, а в виде золотого дождя проник в темницу Данаи… Зевс предпочитал смертных женщин, обладая неограниченными возможностями их покорить.[b]– Много раз встречается на выставке один и тот же символ…[/b]– Так и должно быть, потому что это символ плодородия. Очень много в жизни древних было связано с Дионисом, богом виноделия и плодоносящей силы земли, а выразителем этой силы считался фалл или фаллос. Им украшали храмы, посвященные Дионису, его несут, как видите, впереди торжественных процессий, в которых участвуют сладострастные сатиры и на все готовые менады.Охваченные безумным весельем, такие шествия, славя Дионисия как освободителя от мирских забот, увлекали за собой всех встречных. А заканчивались процессии безумными сексуальными оргиями или вакханалиями. Греки любили шутливые сосуды с различными надписями с изображениями эротических сцен и фаллов, прямо из которых иногда и вино пили. Это кружки-симпосии, которые на пиршествах с гетерами, женщинами древнейшей профессии, ходили по кругу. Между прочим, от тех симпосий происходит современное слово «симпозиум». Правда, мы вкладываем в это слово совсем другой смысл…[b]– Эротические сосуды – ладно, но как же можно было украшать обычные светильники и вазы сценами с невероятными любовными отношениями?[/b]– Эллины спокойно относились к однополой любви, к самоудовлетворению, даже к занятиям любовью с животными. То, что сегодня может шокировать, для них не было чем-то необычным.[b]– Чего же все-таки больше в этих изображениях – мифологии или реальной жизни?[/b]– Больше искусства. Но есть и мифы, и практическая сторона любовных отношений. Для древних все это было частью жизни. Один из разделов нашей экспозиции служит как бы иллюстрациями к известным литературным произведениям. Например, к «Метаморфозам» или «Золотому ослу» Апулея.Есть сцена, где Луций, обратившись в осла, вступает в половую связь с Матроной. Можно вспомнить «Лисистрату» Аристофана, где женщины решили отказать мужьям в интимной близости, чтобы прекратилась война. О чем свидетельствует этот сюжет? О роли секса в жизни древних греков.Вся любовь – земная и небесная, демоническая и просветленная, разнузданная и благочестивая, жертвенная и счастливая, преступная и роковая – запечатлена для потомков в прекрасных памятниках античного искусства, собранных в экспозиции Исторического музея. Выставка будет открыта до 20 апреля.