Дорожные тиски
Исторически сложилось так, что четыре района столицы – Дмитровский, Бескудниково, Западное и Восточное Дегунино – связаны с центральной частью города только одной транспортной артерией – Дмитровским шоссе. Ежедневно для того, чтобы добраться до ближайшей станции метро «Петровско-Разумовская», десятки тысяч москвичей, проживающие в Северном округе столицы, должны протиснуться в узкое «бутылочное горлышко» четырехполосного (по две в каждую сторону) проезда под полотном Малого кольца МЖД. Предполагается, что расширение проезда и шоссе начнется уже в июне, однако [b]депутат Мосгордумы от Северного округа член фракции «Единая Россия» Игорь Протопопо[/b]в уверен, что транспортной проблемы в целом оно не решит.[b]Автобус – ноги – автобус[/b]Чтобы оценить всю глубину проблемы, приведем строчки из письма москвича, пришедшего в «Вечернюю Москву» в марте: «Ежедневно я выхожу из своего дома на Бескудниковском бульваре, достаточно свободно сажусь в автобус и плачу за поездку 17 рублей. Проехав до начала пробки, которая неотвратимо возникает там, где бульвар вливается в Дмитровское шоссе, я вместе со всеми пассажирами выхожу из автобуса и бегу вперед метров на 100 до пустых автобусов, которые из этой пробки уже выезжают. Тысячи людей перемещаются таким образом… Но не забывайте про турникеты. Мало того что в этом втором автобусе приходится снова платить 17 рублей, нужно еще и быстро их миновать. А сзади напирают машины. Зачастую водитель вынужден захлопывать двери у нас перед носом, потому что должен двигаться вперед. И тогда все оставшиеся бегут к следующему автобусу, смешиваясь с новой порцией подоспевших «бегунов». Впереди нас еще ждет пробка на подъезде к кольцевой железной дороге, а потом высадка у станции метро «ПетровскоРазумовская». С такой пробежкой на дорогу до станции метро «Улица 1905 года» у меня уходит ровно два часа. Если же не выходить из первого автобуса, издевательство, называемое «поездкой», может продлиться 3–4 часа…»Вот такой крик души. Если посмотреть на карту, то причины такой странной транспортной аномалии становятся ясны. С запада Дмитровский район отсечен от района Химки-Ховрино полотном Ленинградской железной дороги.Это единственная сейчас в России трасса, которую позиционируют как «высокоскоростную». А это означает, что из соображений безопасности никаких «лишних» транспортных пересечений на ней не должно быть по определению – необходимо исключить малейшую вероятность попадания на полотно посторонних предметов.С востока Бескудниково от Лианозово отделяет Савеловская железная дорога. Она, конечно, не столь оживленна, как Ленинградская, и переезд через нее есть – по Поморской улице на Алтуфьевское шоссе. Однако воспользоваться этим путем могут жители нескольких кварталов, выстроенных в непосредственной близости. Для более отдаленных улиц это уже проблематично – советская застройка не предполагала плотного движения по межквартальным проездам.В силу этого сворачивать с Дмитровского шоссе для переезда на Алтуфьевское в районе Бескудниково не имеет смысла – точно так же простоишь в пробках.Необходимо отметить, что данная ситуация вполне типична для Москвы. Парадокс ее застройки состоит в том, что нигде в европейских городах нет таких широких магистральных улиц, идущих практически до центра города, но нигде нет и таких пробок. Дело в том, что при застройке, например, Парижа или Вены власти уже с послевоенных времен учитывали такую городскую норму, как количество квадратных метров дорожного покрытия на одну человеческую душу. Априори предполагалось, что у «души» есть автомобиль. В советской Москве такой нормы просто не существовало. Именно поэтому автомобили в Париже как бы рассасываются по множеству маленьких проезжих улиц, а в Москве концентрируются на крупнейших магистралях. Судя по всему, до европейской градостроительной нормы мы будем недотягивать еще очень долго.Завершая обращение к карте Москвы, констатируем, что с юга «многострадальные» районы отрезает от станции метро «Петровско-Разумовская» полотно Малого кольца МЖД, а с севера – МКАД. Все. «Железнодорожный капкан» захлопывается.[b]Ближайшие перспективы[/b]Разбираться сейчас в том, кто виноват в образовании такого городского анклава без метро и с одним сквозным шоссе в середине, не имеет смысла. Однако, для лучшего понимания проблемы и путей ее решения, все же отметим, что еще в начале 1990-х исследуемый район представлял собой череду промышленных зон, переходящих одна в другую. Огромный Лианозовский электромеханический завод, Лианозовский молочный комбинат и еще целый ряд крупных предприятий были завязаны, прежде всего, на железнодорожный транспорт. Тупиковые железнодорожные ветки и сейчас «оплетают» жилые кварталы. Рабочих на предприятия возили в заводских автобусах, а жилые кварталы, в основном «жались» к Малому кольцу МЖД и железнодорожным станциям. Развивать транспортную инфраструктуру вроде бы не имело смысла. О том, что такое развитие в перспективных планах советских времен даже не предусматривалось, говорит тот факт, что метро сюда запланировано провести уже в новое время только к 2012 году. Предполагается, что оно выйдет наружу на Селигерской улице, и вести новую ветку будут от станции «Марьина роща», которая пока еще только строится.Однако ситуация начала меняться еще в конце 1980-х. Вслед за Лианозовым началась массовая застройка районов внутри «железнодорожного капкана» высотными домами. Вот только транспорт вовремя подтянуть не успели. А потом начались политические изменения в стране.В итоге сейчас в «железнодорожном капкане» проживает около 450 тысяч москвичей. К середине будущего года за МКАД будет введен в эксплуатацию огромный жилой массив в поселке Северный, в результате чего его население предположительно увеличится с 10 до 50 тысяч человек. Единственная транспортная артерия, связывающая поселок с Москвой, – все та же Дмитровка с ее «бутылочным горлом». С нее можно уйти только на МКАД, что для водителей удачным выходом никак не назовешь. Кроме того, в Бескудникове, Западном и Восточном Дегунине практически закончен снос пятиэтажек. На их месте уже возводятся многоэтажные кварталы.Решать транспортную проблему растущего населения предполагается пока скорее «косметическими», нежели кардинальными мерами.Программа с капиталовложениями в 2,8 млрд рублей предусматривает расширение путепровода под Окружной дорогой с 2 до 3 полос в одну сторону. На одну полосу будет расширена и Дмитровка, начиная с места, где в нее вливается Коровинское шоссе. От середины Бескудниковского бульвара прямо к расширенному путепроводу будет построена объездная улица (с мостом через реку Лихоборку). Предполагается также построить современные пешеходные переходы через Малое кольцо МЖД, чтобы люди из окружающих кварталов имели возможность доходить до станции метро «Петровско-Разумовская» пешком, не нагружая личный и общественный транспорт.Достаточно ли этих мер, чтобы полностью решить транспортную проблему? Скорее всего, предлагаемая реконструкция сократит время пребывания в пробках. Но надолго ли? Количество жителей снова вырастет и то самое европейское соотношение метров дорожного полотна к количеству жителей снова окажется не в нашу пользу.Правда, в последнее время за проблему всерьез взялись депутаты Мосгордумы, прежде всего Игорь Протопопов, избранный по Северному административному округу.Ежедневно, двигаясь в центр города по Дмитровскому шоссе, он сам тратит на дорогу 3–4 часа. Само по себе это не дает ему забыть о наиболее насущной транспортной проблеме округа. В его кабинете прямо напротив кресла на стене – масштабная, с прорисованным каждым домом, карта четырех московских районов в окружении черных жирных линий путей – «железнодорожный капкан».[b]КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ[i]Игорь ПРОТОПОПОВ, депутат Мосгордумы, член фракции «Единая Россия»:[/b]– Мы провели в Мосгордуме «круглый стол», посвященный проблеме движения по Дмитровскому шоссе. Был представлен проект тех работ, которые начнутся в ближайшее время. Однако не все представители ведомств, от которых зависит принятие решений, пришли на встречу. Очень жаль. Я уверен, что сегодня речь должна идти прежде всего о долгосрочной концепции развития транспортной инфраструктуры района, например до 2010 года. А строить эту концепцию без всех участвующих организаций очень сложно.В эту концепцию, помимо планируемых работ, должны войти такие направления как, например, строительство как минимум двух автомобильных переездов через Савеловскую железную дорогу в районе улиц 800-летия Москвы и Дубининской. Это позволило бы перенаправить транспортные потоки из Бескудникова и Восточного Дегунина в сторону Алтуфьевского шоссе. Далее, промзоны района насыщены железнодорожными путями, которые уже не используются. Их основание вполне могло бы подойти под строительство скоростного трамвая, который напрямую связал бы поселок Северный с проектируемой станцией метро. Естественно, необходимо строить и развивать и само метро. В самом поселке Северном необходимо организовать внутриквартальное пространство. Сейчас оно спроектировано так, что практически гарантирует пробку при вливании в Дмитровское шоссе. Есть и еще ряд очень перспективных разработок. Поэтому еще раз подчеркиваю – нужна концепция, учитывающая все возможные виды транспорта для комплексного решения проблемы.Со своей стороны, я гарантирую, что сделаю все от меня зависящее, чтобы обеспечить жителям моего района нормальную возможность добраться до работы. Сейчас буду ставить этот вопрос на заседании президиума регионального отделения партии «Единая Россия». Если назреет необходимость, будем подключать партийный ресурс.[/i]