Три мира в одном флаконе
[i][b]В меня вместятся оба мира, но в этот мир я не вмещусь.[/i] Имадеддин Насими, восточный поэт-блоггер (1370 – 1417)[/b]На прошлой неделе в Кемере (Турция) прошел Первый слет российских блоггеров-путешественников. Его тема «Блоги + Туризм = ?» восходит в истории отечественной словесности к началу XIX века – к радищевскому «Путешествию из Петербурга в Москву» или к карамзинским «Письмам русского путешественника».[i][b]Еще не блоггер, но уже шпион[/b][/i]Впервые за границу я попал лет под 30. Мой друг, возглавлявший тогда нашу редакционную журналистскую организацию, почти пинками вытолкал меня в недосоциалистическую Югославию по путевке Союза журналистов. Покатавшись по городам и побережьям сказочно красивой и сказочно свободной, как тогда казалось, страны под дружеским присмотром соседа по размещению – некоего «журналиста в штатском», я фиксировал свои впечатления в восторженном и, по молодости, бестолковом дневнике. Путевом, но не сетевом – за неимением в те времена сети. Прошло несколько лет, и тот дневник я в порыве расставания с прошлым порвал и выбросил.Вот и не стал я блоггером-путешественником. А счастье – быть предъявленным миру – было так возможно! Признаюсь, знак вопроса в формулировке темы Первого слета российских блоггеров-путешественников, проходившего на турецком побережье Средиземного моря под патронатом популярного (несмотря на то, что существует он лишь с декабря прошлого года) турсервера [i]www.Tbg-brand.ru[/i], меня поначалу удивил. Реальный мир странствий + виртуальное самовыражение самих странников – что в сумме? Известное дело, третья реальность – реальность наблюдений и впечатлений, маленьких личных открытий и больших творческих импульсов. А именно творчество, независимо от качества порожденного им продукта (пусть даже на грани детскости, наива) делает человека человеком. Впрочем, вопрос, как вскоре выяснилось, был вполне риторическим.[i][b]Кто владеет информацией?[/b][/i]Совпадение или нет, но большой реальный мир – мир иных стран, чужих культур и, страшное дело, других идеологий – мы, россияне, открыли в массе своей практически одновременно с еще одним большим миром виртуального общения и самовыражения – Интернетом.Произошло это в 90-е годы. И именно в те времена команда людей, которая впоследствии сформирует компанию ТБГ и учредит премию «Туристический бренд года», каким-то седьмым чувством уловила тенденцию к смене вех. И занялась продвижением продукта, за которым, как вскоре станет ясно, не просто будущее – власть.«Кто владеет информацией, тот владеет миром». Эта фраза Натана Ротшильда даже в конце прошлого века воспринималась многими декларативно. Но Александр Иванов со товарищи смело воспринял ее буквально. Эта команда сначала выстроила систему банковской информации, сделав ее открытой и доступной. А затем переключилась на информацию туристическую.– Много ли вы знаете туркомпаний, которым можете доверять безоговорочно? – спросил меня Александр Иванов, руководитель проекта «ТБГ. Туристические бренды».Я замялся, памятуя, например, о том, как года два назад некий московский «Беллис-тревел» превратил две недели моего отпуска в Египте в цепь телефонных разборок (из Хургады в Москву, за мои деньги):– Но так работают уже далеко не все туркомпании, – считает Дмитрий Даниленко, вице-президент Информационной службы «БАНКО». – Могу говорить об этом с уверенностью по результатам первых же месяцев функционирования портала [i]www.Tbg-brand.ru[/i].Ресурс этот довольно быстро стал очень популярен в Рунете и даже за его пределами. Помогла раскрутке, конечно, и премия «Туристический бренд года» – ей уже пять лет. Среди фирм-партнеров сайта – и ее обладатели, и другие известные туркомпании.Одна из них – TEZ Tour – как раз и взяла на себя хлопоты по проведению слета. Накануне был объявлен сетевой конкурс рассказов о путешествиях. Форма – любая, эмоции – какие угодно. Было бы интересно. Свои площадки под конкурс, помимо www.Tbg-brand.ru, выделили и такие популярные сетевые зоны, как Живой Журнал ([i]www.LiveJournal.com [/i]– его русская «территория»), а также блоговый портал, в обиходе именуемый ЛиРу, – [i]www.LiveInternet.ru[/i]. Кстати, и Антон Носик, отвечающий за рунетовскую часть ЖЖ, и Валентин Любимов, руководитель второго из этих сетевых проектов, были выслушаны блоггерами на семинаре, что называется, с открытыми ртами Тон же обсуждению задал Сергей Чумичев – куратор сервера www.Tbgbrand.ru, удививший и матерых интернет-волков, и волчат своим концептуальным спичем, из коего следовало, что человечеству чуть ли не на днях суждено вступить в новую историческую эру. Будет это не просто информационная эпоха, а эпоха аттенционализма (от английского Attantion – внимание). Политика все больше превращается в шоу, прилагаемое к телевизору. Бизнес давно уже работает исключительно на самовоспроизводство. Так что миром вскоре будут править те, кто контролирует информационные потоки.И именно вы, скромные сегодняшние блоггеры, станете будущей информационной элитой – нетократами, регулирующими информационные потоки.[i][b]Под знойным небом Анатолии[/b][/i]Своими текстами в блогах они уже сейчас формируют контент современного турбизнеса, доверие/недоверие к нему.Вот москвичка с ником Loveom рассказала мне, что прислала на конкурс сказку. А что еще прикажете написать, проведя несколько месяцев в Индии? Другому участнику – Ирине Старостиной, замруководителя сетевого проекта [i]www.CheapTrip.ru [/i]тоже было что сказать: третий год она собирает в сети вместе с единомышленниками оперативную информацию о скидках и акциях, формируя из этих сведений супер-дешевые туры – например, на Кубу долларов за 600 (о[i] подобной методике путешественников-самостийщиков, не желающих переплачивать турагентствам, «Страна Инет» писала в номере от 19.05.07 [/i]– [b]прим. К. И.[/b]). А кто-то отобразил в своем блоге абсолютно ругательное мнение: про тур или про схалтурившую фирму – и тоже создал – по крайней мере, начал создавать! – на стыке реального мира путешествий и виртуального мира блогов мир третий: мир творческой самореализации.Может, и впрямь в этом третьем из миров – спасение нашей многострадальной планеты?[b]Кемер–Москва[/b][b]В ТЕМУ[i]Антон НОСИК[/i], директор службы блогов компании «Суп», куратор русскоязычного сектора ЖЖ – WWW.LIVEJOURNAL.COM[/b]:«Пионерами, двигателями развития блогосферы являются путешественники: у них есть возможность поделиться яркими ощущениями от жизни. Но я не думаю, что найдется много блоггеров, желающих писать по заказам турагентств, – они не захотят рисковать своей личной репутацией. Они смотрят на мир с наших с вами, потребительских позиций».[i][b]Дмитрий ДАНИЛЕНКО[/i], вице-президент Информационной службы «БАНКО» – WWW.TOURDOM.RU[/b]:«В частности, журналы о путешествиях вытеснены туристическими ИнтернетСМИ? Не думаю. Хотя в традиционной туристической прессе налицо кризис: в обилии изданий рядовому потребителю трудно разобраться.Частенько журнальный контент не успевает за опытом читателя: «открытие» корреспондента подчас давно известно пользователю. Видимо, специализированным печатным СМИ, в отличие от блогов, более оперативно отражающих конкретные сюжеты, надо переориентироваться на аналитические».[i][b]Анхар КОЧНЕВА[/i], координатор «Иорданского клуба» в Москве – WWW.JORDANCLUB.RU[/b]:«Первый архив путешественников был собран в 90-е годы на www.travel.ru. Потом появились форумы о туризме. Если в форумах удобно получать ответы на online-вопросы, то узнавать подробности не всегда получается. Так стали создаваться разделы с отзывами о поездках.Из них, собственно, и выросли туристические блоги. Известно, что из 10 человек, которым понравилось путешествие, напишет один, а из 10 недовольных – 8».[i][b]Руслан ЧАЧАНОВ[/i], руководитель отдела рекламы, маркетинга и PR портала WWW.LIVEINTERNET.RU[/b]:«Под условным туристом, который может написать о своем путешествии, мы понимаем человека, минимум дважды в году задумывающегося, куда поехать отдохнуть. По статистике, среди них чуть больше мужчин. Средний возраст – 24 года для женщин, а для мужчин – чуть поболее. В основном, это москвичи (58%)».