Соцреализм и правда жизни
[b]Изменения на Крымском Валу производились в два этапа. В прошлом году на суд публики представили обновленные залы искусства 1910–1920-х годов и экспериментальный раздел. В этом – все остальное.[/b]А именно – часть экспозиции, представляющую 1920–2000-е годы (залы № 15–38). Надо сказать, что изменений в прошлом году ждали с гораздо большим любопытством, чем в этом. Ведь над первым этапом экспозиции корпел знаменитый своими революционными идеями Андрей Ерофеев (глава отдела новейших течений Третьяковки). А нынешним парадом командовала куда более лояльная Ирина Лебедева – заместитель директора Третьяковской галереи по науке.И правда, по своему составу экспозиция практически не претерпела изменений, они коснулись лишь ее структурной части. Предложение Ерофеева – взять да и убрать весь соцреализм в запасники лет на десять, а пока это наследие переосмыслить, – не поддержали.– На такой шаг мы пойти никак не можем, ведь этот материал очень востребован – объяснила Ирина Лебедева. Знаете, я часто вожу по музею своих коллег из-за рубежа, и все они первым делом задают один и тот же вопрос – где у вас тут соцреализм? Теперь иностранные гости не запутаются – для соцреализма выделили отдельный зал. Там нашли пристанище большие официозные работы вроде знаменитых вождей под дождем Герасимова.Причем интересно, что по времени все они относятся только к сталинским годам. То есть все написанное и сделанное позже, если верить новой экспозиции, уже не соцреализм.Кстати, из этого грозного зала открывается чудесный вид на храм Христа Спасителя. И здесь этот момент интересно обыграли: на большом мониторе показывают материалы о его истории, а также проекты так и не построенного Дворца Советов.После соцреализма следует зал с работами, которые, по словам Ирины Лебедевой, показывают «правду жизни» и дистанцированы от предшествующего официоза. И первый в числе «правдолюбов», как ни парадоксально, лауреат Сталинской премии Пластов.Недалеко от его полотен почемуто висят две ну очень похожие друг на друга картины Стожарова. Концептуально ли это? Или не хватило времени на обновление? Правда, залы в этом году закрывали практически на полгода, но очень много времени ушло на чистку стен от фактурной штукатурки. Выставочное пространство в результате выглядит много лучше прежнего, да и новые светильники пришлись ему весьма кстати.В числе приятных сюрпризов и новые работы в составе экспозиции. В частности, здесь появились знаменитые «Испанки» Гончаровой, работы художников русского зарубежья – Шаршуна, Полякова.Залы украсили шкафы с агитационным фарфором, а еще 25 фотографий Родченко, недавно отпечатанных с авторских негативов (дар Александра Лаврентьева, внука гениального фотографа).Среди подарков Федерального агентства по культуре и кинематографии – скульптура Мухиной «Юлия». Специально для Третьяковской галереи Эрик Булатов написал картину «Тучи сгущаются», сейчас со спонсорами ведутся переговоры о ее приобретении.Несколько своих работ ГТГ подарил Зураб Церетели. Правда, не очень ясно, почему его картину 2002 года повесили рядом с «Моей семьей» Жилинского, написанной в 1964-м.Но настоящей «бомбой» стали «Времена года русской живописи» Владимира Дубосарского и Александра Виноградова. На четырех картинах встретились друг с другом множество героев с детства известных шедевров, например отрок на красном коне Петрова-Водкина и всадница Брюллова.Работы современных художников невероятно забавные и в то же время вполне способные служить дидактическим целям, а именно – проверке себя на знание русского искусства. Они расположились в зале № 38, предназначенном для сменных проектов. Это пространство оставлено для размышлений на тему, что же стало с традиционными видами искусства (графикой, скульптурой, живописью) в ХХI веке – эпохе торжества инсталляций и объектов.Еще пара небольших залов в пространстве постоянной экспозиции оставлена для временных выставок из фондов галереи. Сейчас там находятся два десятка живописных и около сотни графических работ Соломона Никритина.Вообще, если говорить в целом, на фоне того, что оставалось в последнее время от старой экспозиции, новая смотрится совсем неплохо. А спорные моменты в ней – материал для работы тех, кто будет заново обновлять залы лет через пять – такой срок для экспозиции на Крымском Валу определяет сама Ирина Лебедева.