Мы не равны, равны не мы
[b]В статьях на семейные темы я постоянно твержу: золушки во дворцах кончают романами с социально близкими лакеями; мещанин во дворянстве только себе кажется героем, а для остальных он комический персонаж. Словом, если хочешь избежать проблем, то не в свои сани не садись, а в свои не пускай чужих. В ответ часто слышу: «Так-то оно так. Но как же демократия? Разве мы не стремимся к обществу равных возможностей?»[i]За пустую бутылку[/b][/i]А что это, собственно, такое – демократия? На автокомбинате «Правды» более полувека прослужил старенький водитель, участник войны. Однажды в назидание молодым журналистам он рассказал, каким демократичным был некий член ЦК, автор популярного учебника по истории партии. «Сколько он подарил мне заграничных бутылок! – сообщил ветеран, гордясь близостью к великому человеку. И добавил: «Иногда в них даже оставалось граммов по пятьдесят!» Интересна реакция самого юного слушателя, плохо знакомого с реалиями прошлого: «Это что, были маленькие бутылочки? Нет? А как же он дарил початые, неприлично ведь».Мысль, что идеолог социалистической демократии дарил водителю не початые, а ПУСТЫЕ бутылки, не желала умещаться в юных мозгах. И все наперебой объясняли, какую ценность представляла пустая бутылка для советского человека, который видел заграничную выпивку главным образом в кино.Вот вам два взгляда на демократию. Старику приятно, что сановный идеолог общался с ним не чинясь, делал подарки. Молодому дико, что целые группы товаров мог купить не каждый (неважно, что и сейчас он не в состоянии купить, скажем, «Мерседес» – он ценит принципиальную возможность). Молодой, конечно, свободнее: его уважение не купишь за пустую бутылку.[i][b]Мой двор – моя крепость[/b][/i]Демократия в понимании люмпена – это право валяться на газоне с бутылкой или, «по-современному», с мастыркой марихуаны и поучать идущие мимо «очки» и «шляпы». А интеллигенция, еще в советские годы измученная именно так понимаемой идеей равенства, боролась за демократию как за право выдвинуться по способностям и усилиям. В общем, «что такое счастье, каждый понимал по-своему», как сказал по другому поводу Гайдар-дедушка. В итоге все получили, что хотели.Другое дело, что это стало возможным, когда между сторонами возникла социальная преграда, которая все чаще обретает вполне материальный вид кованой решетки с охраной на воротах. Как всегда в социальных процессах, даже волки не все целы и уж подавно не все овцы сыты. Но что вышло, то вышло.Сейчас эти процессы еще не закончены, что открывает массу возможностей перед людьми, не лишенными амбиций и привычки глядеть немного дальше своего рабочего места. Понимая, куда движется общество, можно легко перейти к практике: скажем, с большой долей достоверности спрогнозировать будущее интересующего вас микрорайона и своего в нем бизнеса.Пример из недавнего прошлого: как все увлекались расселенными коммуналками! Дома в центре, потолки высокие, отремонтируй да живи… А разве трудно было сообразить, что никакой ремонт не сделает элитным жилье с прогнившими трубами в подвале и старухой-кошатницей в соседях? Конечно, трудно. Тогда – несомненно трудно! Смотрели на Запад, торопились сделать «как у них», но человек, выросший в советских реалиях, еще не умел мыслить категориями своего нового класса. Ощущал себя разбогатевшим жителем коммуналки, которого хлебом не корми, но дай похвастаться перед менее удачливыми соседями. И лишь позже, переболев комплексом нувориша, он осознал, что для спокойного проживания надо сделать «крепостью» не только квартиру, но и весь дом, двор, а еще лучше – создать элитный район и туда отселиться. Что сейчас и происходит.[i][b]В компании хуэмаев[/b][/i]Помните забавный боевик с Джеки Чаном? Солдат, потерявший память после авиакатастрофы, постоянно спрашивает: «Who am I?» («Кто я?»), за что простодушные африканцы награждают его неблагозвучным для русского уха именем Хуэмай. В нашей жизни такой катастрофой стали социальные потрясения, связанные с августом 1991-го. (Конечно, это лишь историческая веха, а длились потрясения годы, и не для всех закончились до сих пор). Миллионы научных сотрудников, оказавшихся «челноками», шахтеров на рельсах, обнищавших военных спрашивали себя: «Кто я? На какой социальной ступени стою?» Вопрос непраздный. Тут чем быстрее и точнее определитесь, тем яснее будут цели и тем меньше ошибок и в работе, и в быту. Если тот же научный сотрудник на оптовом рынке числит себя временно откомандированным на заработки, он должен читать научную литературу, искать работу по специальности. А если решил окончательно уходить в торговлю, надо развивать бизнес, менять клетчатые сумки «челнока» на 20тонные контейнеры. Нельзя долго оставаться хуэмаем. Человека, который, стоя за прилавком, чувствует себя научным сотрудником, отторгнут и ученые, и торговцы.В УСТОЯВШЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ ЛЮДИ ОТ РОЖДЕНИЯ ВОСПИТЫВАЮТСЯ НА ЦЕННОСТЯХ СВОЕГО КЛАССА, СВОЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ. Соответственно себя и ведут. Им в голову не приходят поступки, которые так часто совершают наши соотечественники, гордясь своей практичностью и насмехаясь над «тупостью» буржуев. Один очень известный и далеко не бедный кинематографист на презентации своего фильма напоил гостей разбавленным спиртом. Еще и спич произнес, дескать, поднимаю эту стопку монгольской водки…А «водку» бодяжили практически на глазах у всех, под буфетной стойкой. Карьеру это ему не сгубило – он уже тогда был на вершине Олимпа. Но оставило на репутации мазок, обошедшийся дороже сэкономленных денег. Много лет прошло, а до сих пор, кого ни спроси – помнят.Но я забежала вперед. Главные последствия нашей демократизации – три «ди»: социальная дифференциация, социальное дистанцирование и социальная дискриминация.[i][b]Первое «ди»: чужие здесь не ходят[/b][/i]Дифференциация здесь – причина двух остальных явлений. Это объективный процесс. Общество не может не давать социальную оценку, допустим, профессору и люмпену, а, следовательно, не может не возвышать одних, отодвигая других. А по Конституции основной наш правовой статус – собственники, значит, процесс социальной дифференциации и идет в первую очередь по имущественному признаку.Социальные слои разлетаются, как миры в космосе. К примеру, мир маргиналов: у них свои отношения, иерархия, ценности-интересы, свой рынок – деньги, берущиеся по нашим понятиям из ниоткуда (насобирал бутылок, вывинтил лампочку в подъезде, свистнул блок усиления с домовой антенны, загнал и живет).Понятно, что «средний класс» отгораживается от этого мира. Скинулись и поставили в подъезде железную дверь, запретили ребенку играть с «дворовыми», а то он такого наслушается...Даже время суток поделено. В первой половине дня, когда мы на работе, а дети в школе, «спальные» районы принадлежат алкоголикам. Мы возвращаемся домой – они выпили и спят, чтобы снова выйти на промысел уже затемно. Наконец, когда все угомонились, по опустевшим улицам шуршат «брабусы» новороссов, оттянувшихся в ночных клубах.Резко обозначились профессиональные границы, чему способствует корпоративная политика. Зайдите в бассейн, в фитнес-клуб и обнаружите, что в такие-то часы они целиком сняты для работников расположенного поблизости банка. А в «неорганизованных» группах, куда записывают всех желающих, быстро формируются компании по социальному признаку. Скажем, женщину-нотариуса, хозяйку магазина, главу риелторской фирмы помимо общей проблемы – поддержания физической формы – объединяет и деловой интерес друг к другу. Может быть, он еще не выливался в общие операции – достаточно просто знать, что есть «свой» человек, который не только окажет услугу, но и не скроет «подводных камней», спрятанных от обычных клиентов.Это не единственный, но веский повод, чтобы поддерживать тесное общение, часто выходящее за пределы тренажерного зала.А если в такую компанию сунется преподавательница вуза, хотя бы и неплохо зарабатывающая репетиторством? Будь она хоть голой в сауне, по запаху парфюма, по качеству полотенца вычислят материальное положение, несколькими точными вопросами выяснят, на что годна, и установят дистанцию, на которой уже держат ценных специалистов: косметичку, врача, дизайнера по интерьеру. (Увы, как это ни обидно для преподавательницы с ее учеными степенями, на социальной лестнице она ближе к собачьему парикмахеру, чем к частному нотариусу. Вот когда станет совладелицей частного вуза, тогда из наемных работников сразу перемахнет в хозяева с их преимуществами и проблемами).Элита очень быстро (хотя и раньше умела это делать неплохо) развила навыки социальной замкнутости. К ним не пробиться даже с большими капиталами, особенно грязными. Рэкетира с тугим кошельком к себе не пустят, хотя, может быть, с брезгливостью примут его услуги. В ценности элиты (как и всех социально-продуктивных групп) входит, хотя и с известными оговорками, законопослушность.Рэкетиру, если тот не хочет в конце концов получить пулю от конкурента или место на нарах, надо для начала уйти в легальный бизнес. Но и тогда у него будут проблемы с тем, что на Западе называют недостатками общей культуры («ни ступить, ни молвить не умеешь»). Реально сможет войти в элиту только его сын, а скорее, внук.Социальная дифференциация проявляется в огораживании своего клана, недопускании к себе чужих. И не говорите, что вы не такая, что вы сторонница полного равенства. Станете вы пить водку с отсидевшим соседом, который будет ломиться к вам заполночь? Да нет, если, конечно, обладаете чувством самосохранения. Но в ответ-то, если не откроете ему дверь, вы заработаете хорошую дозу социальной ненависти. То есть по мере того как углубляется процесс дифференциации, повышается социальная агрессивность.[i][b]Второе «ди»: соблюдай дистанцию[/b][/i]Вот мы и перешли ко второму «ди» – социальному дистанцированию, установлению этих самых границ. Есть такое иллюзорное представление: окончи престижный институт и будешь литератором, театроведом или академическим ученым. Увы, этого мало, чтобы преодолеть социальную дистанцию.Наблюдаю драму некоторых своих сверстников и однокурсников, которые из рабочих семей огромными стараниями поступали в престижнейшие вузы на тончайшие гуманитарные специальности. Увы, обладание этими специальностями предполагает известную истину: необходим еще и папин, и дедушкин диплом, чтобы продуктивно работать. Ибо «сокровенным» знанием, которого нет в учебниках, владеет лишь «цеховое» ядро: «Это, сынок, перелистай, сдай зачет и забудь, а вот эту статью почитай, хотя ее нет в программе – через пять лет будет». Чтобы войти в этот социум полноправным членом, нужны годы и поколения.Таким образом, вопроса «А надо ли мне дистанцироваться от членов других сообществ?» просто не стоит. Наверх, во-первых, не очень-то пустят, во-вторых, объективно трудно пробиться. А вниз самой не хочется. Другое дело – КАК ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ С ЧЛЕНАМИ ВЫСШИХ ИЛИ НИЗШИХ СООБЩЕСТВ И НУЖНО ЛИ ЭТО ВООБЩЕ?[i][b]«Честным людям не нужен домофон»[/b][/i]Все, если не лично, то на примере знакомых знают, сколько крови может попортить верхняя бабушка, заливающая ваш евроремонт. В силу возраста и материального положения она безответственна, как депутат. Мечтать о возмещении ущерба не приходится, но хотя бы на будущее можно сделать попытку договориться с наследниками.Мол, вам завещана значительная ценность – квартира, так почините трубы или присмотрите за бабулей, если она по забывчивости не закрывает кран.И будьте готовы принять дозу социальной ненависти, даже если за свой счет почините бабулины трубы. ЗА ЧТО ВАС НЕНАВИДЕТЬ – НАЙДЕТСЯ ВСЕГДА. Социально отстающие группы склонны к созданию мифов. Они уже «знают» правильные ответы, поэтому либо вовсе не услышат, либо примут за обман самые разумные ваши аргументы. Отсюда вывод: коммунальные вопросы решайте с себе подобными. Нужно составить коллективную жалобу в муниципалитет, отремонтировать домофон, доплатить уборщице, заменить сожженные кнопки в лифте? В нашем подъезде все подписывают и на все дают деньги пятнадцать семей, которым хочется нормальной жизни и не жалко потратиться. Примерно половина от всех проживающих. А вторая половина давно доказала, что способна только погубить любое начинание. Вот не может человек просто сказать: «Я этого не подпишу, потому что не понимаю» или «Я не могу (не хочу) дать сто рублей». Ему надо подвести «теоретическую базу». Тут и наслушаешься: «Нам, честным людям, не нужен домофон. Нам бояться нечего!» Да еще, как Герцен, развернут революционную агитацию. Связано это не столько со скромным достатком, сколько с тем, что люди в жизни своей не принимали ответственных решений. Вот и не надо им навязывать это непосильное дело.С каким восторгом собрался наш класс на юбилее школы! Скинулись на общий стол, кто сколько мог, выпили, плакали по невозвратной юности, целовались и пели отрядные песни взрослые дяди и тети, среди которых есть уже и бабушки... Потом оказалось, что некоторые из сильно замордованных жизнью одноклассниц вели учет, кто сколько дал, а на сколько съел и выпил, и обсуждали это после встречи. Более состоятельных покоробила эта социальная привычка, и они теперь собираются по праздникам отдельно, а «учетчицы» общаются между собой и перемывают им косточки.[i][b]Подпола у вас не хватает[/b][/i]Курящий хулиган-подросток воплощает мечты домашнего мальчика забросить английский и скрипку и пойти к девчонкам из ПТУ. Некоторые родители смотрят на это снисходительно: пускай ребенок общается с кем хочет, ведь ватой его на всю жизнь не обложишь, взаимодействовать ему придется с разными слоями, и вообще у нас демократия. Таких убеждений придерживалась и моя подруга, вместе с тем вывозя сына отдыхать за границу и обучая его трем языкам, теннису и верховой езде. Свое мнение она резко изменила после того, как сын получил по голове от «товарищей» по дворовым играм за то, что слишком умный, и мальчика лечили от сотрясения с таким усердием наполняемого мозга. Нет уж, надо с первых сознательных дней объяснять ребенку, что он по рождению обречен на социальную ненависть маргиналов и в лучшем случае будет играть при них роль клоуна (как, собственно, любой человек в чужой среде), а в худшем – его забьют.Если же вы не утратили надежд на социальный рывок, присматривайтесь к тем, кто непосредственно над вами. Постарайтесь получить от них по-женски сведения о модных в этой среде кремах, лекарствах, бытовой технике и средствах ведения хозяйства. (Уверяю, что эти средства, хотя на порядок дороже, но куда более эффективны, чем существующие в местах потребления экономического класса так называемые «недоделки»: копии, имитации фирменных средств, лекарств и техники).Докажите свою полезность. Приучите к себе. Как следует подумайте, прежде чем высказывать суждения со своей колокольни, особенно типа «это лучше, потому что дешевле».Чтобы вас продвинули, мало быть хорошим специалистом. Надо показать, что вы восприняли ценности той группы, на место в которой претендуете. На моих глазах человек сорвал себе престижное назначение. Позвали его на загородную виллу – присмотреться в неформальной обстановке. А он, размякнув после сауны, бассейна и водки с балыком, ляпнул: «Подпола у вас не хватает – капустку с огурчиками хранить». И все. Не взяли его наверх, потому что человек с таким уровнем притязаний не потянет масштабных дел.[i][b]Общайтесь с верхами[/b][/i]Чтобы управлять, надо знать настроения и мнения, понимать социальные тенденции: куда пойдет линия развития общества, которую диктуют верхи, и какого противодействия ожидать в низах. Впрочем, для того, чтобы понимать низы, мало кому нужно спускаться туда со специальными экскурсиями. Все, кто не слишком юны и не родились в номенклатурных семьях, помнят и тотальный дефицит, и девальвации с дефолтами, и свое в ту пору мышление.Общение с верхами во всех смыслах выгоднее: и мыслить приучает шире, и может принести материальный достаток. Я уже говорила, как трудно пробиться в верхи: во-первых, они пускают к себе с большим разбором, во-вторых, мы сами часто не дотягиваем. Но это касалось в основном деловых качеств, а у женщины всегда есть, что предложить помимо них. Так что самый традиционный и самый скоростной путь наверх – через брак или хотя бы через солидного возлюбленного. Знаю даму, которая так уже много лет при богатом любовнике – зимой горные лыжи в Андорре, на бархатный сезон – на ближневосточные курорты; круг общения, одежда и просто материальная помощь – словом, получает образ жизни хай-класса. Могла бы попросить денег на раскрутку своего дела, но ей и так хорошо. Может, поэтому и не пошла дальше любовницы? Увы, общение с верхами сначала вдохновляет, но со временем вызывает зависть и огорчение. Рывок не удался; подруга, которая всем хуже вас, покупает вторую норковую шубу, а вы донашиваете каракулевую… И начинаете искать виноватого. У молодых виноваты родители, у зрелых – муж, а при его отсутствии – мужики в целом. Считать себя неудачницей женщины не склонны, это прерогатива мужчин.Но если уж дошло до этого, если ощутила себя неудачницей, то чернейшая депрессия обеспечена. Я в таком настроении напоминаю себе прочитанную где-то давно статистическую подборку: среди всего населения Земли только один человек из ста не страдает от хронического голода, является белым, имеет высшее образование и компьютер. Мне может позавидовать девяносто девять человек.Общение с низами (разумеется, не с маргиналами, а с ближайшими соседями по социальной лестнице) – самое притягательное и самое опасное. Их необремененность условностями и нормами поведения, которые приходится соблюдать в вашем социальном слое, воспринимается как свобода от предрассудков. Начинаешь думать, что правило «Чем выше твое место, тем больше приходится тратить, чтобы его занимать» – химера больного самолюбия. Может, и не надо рваться? Можно иметь все почти то же, что сейчас, но меньшими усилиями...Главное, не дискутировать ни с верхами, ни с низами о ценностях жизни. Сейчас, когда они не до конца сформулированы, а только развиваются и выкристаллизовываются, очень легко получить в голове и душе такой микс, что тебя никто не признает за своего, кроме психотерапевта.Впрочем, каждый слой имеет свои газеты, журналы, телеканалы и радиостанции; там помимо потребительских и поведенческих стандартов, своего кланового языка формируются и формулируются общие для слоя ценности. Смотрите канал РБК, читайте «Космополитен» – это в вас войдет на уровне флюидов. Там выступают специалисты, психологи и обществоведы, не стесняясь, говорят, как должно быть.[i][b]Логику ищите в бумажнике[/b][/i]Ну и наконец завершая тему трех «ди», обсудим следствие социальной дифференциации и социального дистанцирования: социальную дискриминацию.Равные возможности должны быть у всех. Но они не предполагают равного результата. Между этими двумя посылками есть явный логический пропуск. А в пропуске находятся разные социальные состояния – культурные, образовательные, профессиональные. Классический пример: на творческий конкурс могут приходить все (нет дискриминации), но победят (в идеале) самые способные. Остальным вольно идти на апелляцию и кричать о дискриминации. Или модель посовременнее: зайти в фирменный магазин могут все (равенство), а выйдете вы оттуда с разным количеством покупок, а то и вовсе без них. Дискриминация? А где по логике надо искать причину оной? Правильно, в бумажнике. Так что же, снова уравнять всех по принципу «у меня нет, так пускай и у соседа не будет»? Извините, это мы проходили и уже пережили состояние более или менее равномерно бедного общества: инженер – сто сорок, уборщица на трех ставках – двести десять. Очевидно, что путь к богатому обществу лежит через богатство отдельных людей, через создание среднего класса без кавычек (а не по заморочке «средняя зарплата – значит, средний класс»). То есть класса людей, которые своим трудом обеспечивают такой уровень жизни, чтобы не отказывать себе ни в каких разумных потребностях.Слово «дискриминация» ужасно звучит для нашего уха. Да и для ненашего уха оно звучит так ужасно, что на дискриминации американские адвокаты создали колоссальный рынок услуг. Попробуй, уволь по сокращению уборщика-негра – подаст в суд. Но эффект этой шумихи таков: даже не страдающие расовыми предрассудками работодатели стараются не принимать на работу негров. От греха подальше.Не берут на работу специалистов старше сорока пяти, не берут женщин с их проблемами. Закрепить их права конституционно? Принятые на работу через суд никогда не сделают карьеры (хорошенькое начало – судился с предприятием). Организаторы производства лишатся возможности набирать тех людей, которые производству нужны. Наконец станут возможны абсурдные, но юридически безупречные ситуации, когда, например, 45-летнего тенора не примут в хор мальчиков, и он с полным основанием подаст в суд.Короче, не равны мы. И с построением рыночного общества три «ди» будут только усиливаться. А мне остается лишь сказать: это не хорошо и не плохо, а так есть. Это нужно осознать. С этим нужно научиться жить.[b]АНЕКДОТ В ТЕМУ[/b][i]Сантехник:– Унитаз я починил, кран подтянул. С вас сто долларов.Профессор:– Я профессор, член-корреспондент Академии наук, и то мне не платят сто долларов за полчаса работы!Сантехник:– Ну и что? Когда я был профессором, мне тоже столько не платили![/i][b]АНЕКДОТ В ТЕМУ[/b][i]Учительница элитного колледжа говорит новому русскому:– Вашему сыну трудно у нас учиться. У него затрудненное восприятие, произношение хромает...– А хавает нормально?– Ну, ест нормально.– Ну так я не врубаюсь, все ништяк или че?[/i][b]АНЕКДОТ В ТЕМУ[/b][i]Начальник вызывает четверых подчиненных:– Одного из вас я должен уволить по сокращению штата.Темнокожий сотрудник говорит:– Если уволите меня, это будет расовая дискриминация.Женщина говорит:– Если уволите меня, это будет дискриминация по половому признаку.Старик говорит:– Если уволите меня, то это будет дискриминация по возрасту.Все посмотрели на молодого сотрудника.Тот, подняв глаза кверху:– Кажется, я «голубой»…[/i]