Опекуны и попечители все чаще отказываются от своих подопечных
Повышать демографию за счет рождаемости – несомненно, государственный подход к проблеме. Но в сегодняшнем российском варианте это слегка напоминает анекдот: цыган смотрит на свой многочисленный выводок и кричит жене: «Ада, что будем делать – этих мыть или новых делать?» Новых-то граждан России мы наделаем. Но вот как быть с теми, которых уже «наделали» за прошлые годы? И особенно с теми, для кого мама и папа – это в лучшем случае органы опеки и попечительства, а в худшем – вообще никого. Существует даже такое понятие, как латентное социальное сиротство, то есть когда безнадзорный ребенок не числится ни в одном органе опеки. К тому же идет волна повторного сиротства, потому что опекуны и попечители все чаще отказываются от своих подопечных. Не справляются. Плохо подготовлены к этой непростой миссии. А кто в ответе? Да никто. И вот федералы решили взяться за эту проблему и с 1 января 2008 года передают полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству органам государственной власти субъектов РФ. По принципу цепной реакции в Мосгордуме прошел первое чтение соответствующий законопроект для города. Руководитель Департамента семейной и молодежной политики Москвы Людмила Гусева утверждает, что он «направлен на совершенствование системы выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей, избрание формы их устройства, а также обеспечение устройства этих детей и осуществление последующего контроля за условиями их содержания, воспитания и образования». – В столице сейчас этими вопросами занимаются муниципалитеты, – доложила на последнем заседании Мосгордумы председатель Комиссии по государственному строительству и местному самоуправлению Татьяна Портнова, – но в связи с тем, что функции по опеке и попечительству недавно были переданы на уровень государственной власти, следует принять соответствующий городской закон. Вместе с тем городам федерального значения, к которым относятся Москва и Санкт-Петербург, предоставлено право передавать отдельные государственные полномочия на уровень местного самоуправления. Что же получается: сейчас безнадзорными и беспризорными детьми в городе занимаются муниципалитеты, а будут заниматься… муниципалитеты. Это не сказка про белого бычка? – Нет, – пояснила Татьяна Портнова корреспонденту «ВМ». – До сих пор органы местных самоуправлений занимались опекой и попечительством самостоятельно. Это не было государственным полномочием. Каждый муниципалитет делал это как мог и учился на своих ошибках. А такие ошибки дорого стоят. Но только суд и прокуратура могли повлиять на их действия. Органы государственной власти оставались в стороне, что, в принципе, ни в коем случае не должно быть. Это показывает то количество жалоб на органы опеки и попечительства, которые мы имели. Сейчас же мы передаем им обязательный перечень из 27 государственных полномочий с дополнительными кадрами, бюджетом и, что самое главное, госконтролем за осуществлением этих функций Татьяна НЕВЕРОВА, заместитель руководителя Департамента семейной и молодежной политики города: – В настоящее время численность специалистов органов опеки и попечительства составляет один специалист по охране детей на 5000 детей, проживающих на территории данного муниципального образования, но не менее трех на один орган опеки и попечительства, и один специалист по охране прав совершеннолетних лиц. Законопроект предлагает установить нормативы из расчета один специалист на 2000 детей, но не менее трех работников на орган местного самоуправления. В связи с увеличением норматива по штатам потребуются дополнительные финансы. Общие расходы бюджета города на определенные законопроектом цели составят более 713 млн рублей.