Москвичи без "Москвича"
[b]Как уже сообщала "Вечерняя Москва", арбитражный суд признал АО "Москвич" банкротом, но, как выясняется, для автовладельцев и города в целом ето единственный выход из положения.[/b]Пока трудно предположить, что будет выпускать АЗЛК, – «Москвич», Volkswagen или комбайн. Владельцы «Москвичей» взволнованы: завод объявлен банкротом. А как быть с ремонтом и запчастями к их автомобилям?Странное дело – в последнее время, по данным МВД, не очень популярные в народе «Москвичи» угоняют так же часто, как иномарки. Спрашивается, чем вызван интерес угонщиков к этой марке автомобиля? Ответ, оказывается, очень прост. «Москвичей» в России сейчас насчитывается около 2,7 миллиона штук (второе место среди отечественных автомобилей после ВАЗа). И когда машины ломаются (а это происходит часто), то требуются запчасти. А где их взять? Если пройтись по авторынкам и магазинам, то вырисовывается такая картина. «Форд», «Тойота», «Дэу» – любые запчасти, пожалуйста, а для «Москвича» – нет ничего и нигде. Первыми на спрос отреагировали криминальные структуры.«Москвичи» у хозяев стали пропадать, а на «черном» появляться запчасти. При каждом автомобильном заводе всегда существует магазин автозапчастей. Был такой и при АЗЛК, где хозяева «Москвичей» всегда могли прикупить новый двигатель, аккумулятор или карбюратор. Но с остановкой производства на заводе прикрыли и магазин.Забегая вперед, хотим успокоить владельцев «Москвичей»: на АЗЛК в скором времени начнут производить автозапчасти для всех моделей этого автомобиля. Но обо всем по порядку.В истории с отечественным автогигантом наконец-то поставлена жирная точка. Ситуация с АЗЛК после 10 лет неопределенности и простаивания производственных цехов перешла в новую стадию. Завод прекратил существование в подвешенном состоянии и был официально признан банкротом.Это грамотное в сложившейся ситуации и обнадеживающее решение было инициировано столичным правительством.Напомним, что кредиторы неоднократно пытались обанкротить «Москвич» – с 1996 года они регулярно обращались с заявлениями в арбитраж, но всякий раз суд им отказывал. Одновременно московские власти вели переговоры с правительством РФ о передаче им в собственность госпакета «Москвича», но безрезультатно.Контрольный пакет акций АО «Москвич» принадлежит государству (60,36%) в лице Минимущества. Но федеральные власти не хотят отдавать завод без обязательств по возврату валютного кредита, взятого когда-то для модернизации завода. Минфин, в свою очередь, отказывается списывать этот долг. Москве чужие долги тоже, понятно, не нужны.Успешный иск о банкротстве «Москвича» был подан 7 мая 2003 года Московским земельным комитетом. Ему автозавод задолжал 26,2 миллиона рублей. Суд признал требования кредитора обоснованными. И вот теперь Московский арбитражный суд ввел на полтора года внешнее управление на АО «Москвич». Эксперты полагают, что именно эта мера позволит предприятию освободиться на время от притязаний бесчисленных кредиторов и собраться с силами. Дело в том, что долги замораживаются и у завода появляется возможность восстановить производство.Как уверяет назначенный внешним управляющим Александр Комаров, в этом году завод запустит производство. Главная задача на ближайшее время – повысить инвестиционную привлекательность предприятия. Без стороннего инвестора тут не обойтись, но ему нужно еще доказать, что он не покупает мертвого производителя. Просто списать с баланса предприятия валютный долг, как того добивается руководство завода, по мнению внешнего управляющего, недостаточно. Даже в этом случае оставшиеся долги в 8 миллиардов долларов в два раза превысят балансовую стоимость активов завода.Спасение «Москвича» найдено в Законе о банкротстве. Дело в том, что он предусматривает создание должником дочернего АО.Вновь созданную компанию освобождают от долгов и передают ей все имущество. Далее на открытых торгах продают акции этого дочернего предприятия и вырученные средства пускают на погашение долгов. То, что погасить не удастся, будет списано по закону.Приоритетная же задача – запустить на заводе прессовое производство. Сегодня остро ощущается нехватка штамповки – дверей, кузовов, бамперов, производством которых и намерен в первое время заняться АЗЛК. Далее завод возьмется за выпуск автомобиля «Москвич-2141», цена которого, как ожидается, не превысит цену «Жигулей».Параллельно будет идти маркетинговая работа по поиску нового продукта. «Пока трудно предположить, что это будет – «Москвич», Volkswagen или комбайн, – говорит г-н Комаров.– Главное, чтобы сделанное предложение оказалось заводу по силам». К настоящему времени задолженность «Москвича» достигла суммы около 23,5 миллиарда рублей – основной долг, а также 5,4 миллиарда – штрафные санкции. Долг перед бюджетом равняется 1,7 миллиарда рублей. При этом активы предприятия оцениваются в 6,7 миллиарда рублей.Руководитель Департамента науки и промышленной политики правительства столицы Евгений Пантелеев считает: «Процедура внешнего управления полностью рассчитаться с долгами не позволит, так как сумма очень велика. Однако она даст возможность сформулировать будущую судьбу этого предприятия. Будут заморожены долги, и завод сможет свободно вздохнуть. Будут с аукциона распроданы непрофильные активы (Дворец культуры, цех запчастей, вторая старая территория – все, что не участвует в самом процессе выпуска автомобилей), а вырученные средства отправлены на восстановление производства. В первую очередь на расконсервирование оборудования, производство запчастей и погашение задолженности по зарплате. Хотелось бы вернуть людей в цеха, потребуется порядка двух тысяч рабочих мест. В это же время будет сформулирована концепция дальнейшего развития предприятия и созданы условия для производственного рывка. Полтора года для этого не хватит: вероятнее всего, внешнее управление будет продлено еще на год, закон это позволяет. Что касается инвесторов, то никого конкретно не назову. Но предприятие в этом смысле привлекательно и вызывает интерес за рубежом. Сейчас всех отпугивает долг. Года через два, когда решатся все проблемы, инвестор придет. А на первых этапах мы готовы сами вложить средства в завод. В настоящий момент готовим план внешнего управления. Но одно ясно точно: позиция правительства Москвы – сохранить завод автомобильным».Добавлю, что назначенному управляющему сейчас передают финансовые и бухгалтерские документы, а также печати завода. А нам остается надеяться, что банкротство «Москвича» позволит цивилизованно разобраться с долгами завода и до распродажи имущества с молотка дело не дойдет.[b]СПРАВКА «ВМ»[/b][i]Основными кредиторами «Москвича» являются Минфин РФ ($710 млн.), выдавший заводу валютный кредит еще в конце 80х, налоговые органы (3,2 млрд. руб.), правительство Москвы (900 млн. руб.) и Мосэнерго (740 млн. руб.). Последнюю продукцию – 800 машин – «Москвич» выпустил в 2000 году, а с конца 2001 года простаивает[/i]