На вкус и цвет – целый комитет
[b]В северном полушарии виноград созревает ближе к осени. Потом его обрабатывают, получившуюся жидкость заливают сперва в бочки, затем в бутылки – и где-то к Новому году уже можно говорить о “вине нового урожая”. Куда оно попадает первым делом – на новогодние столы? Нет – первым делом оно попадает в исследовательские лаборатории и дегустаторам, которые уже в очередной раз работают на международном дегустационном конкурсе, проводимом незадолго до ярмарки “ПРОДЭКСПО”. Как раз на ней, в Экспоцентре на Краснопресненской набережной, дегустаторы награждают победителей – что и состоялось вчера.[/b]Начало дегустационному конкурсу было положено пять лет назад, по инициативе Московской торгово-промышленной палаты. В те годы городское руководство пыталось навести порядок в торговле алкоголем и преуспело в этом в том числе и потому, что производители вин пошли ему навстречу – они были заинтересованы снять подозрения со своих торговых марок в недостаточном качестве.К конкурсу с самого начала все относились очень серьезно, чем и объясняется его нынешняя высокая репутация – это тот самый “гамбургский счет”, после которого уже не спорят. В этом году, кроме традиционных вин из России и стран СНГ (Грузии, Молдавии, Украины), в дегустации участвовали напитки из Австрии, Аргентины, Болгарии, Венгрии, Италии, Испании, Португалии, Франции, Чили и других стран. А одним из дегустаторов согласился стать Брет Критендер, член международного дегустационного комитета International Wine Challenge; на церемонии награждения он сказал, что “очень воодушевлен качеством напитков этого года”.Казалось бы, в автомобильном бизнесе исход подобного состязания был бы очевиден – европейские “гранды” растерзали бы наших и наших ближайших соседей. Но в виноделии результат определяется не только и не столько технологиями, но и погодными условиями – виноград очень капризен, иногда он требует солнца, иногда влаги. И поэтому, к примеру, у наших старых знакомых из Молдавии, где последние два года были удачными в смысле качества винограда, появился неплохой шанс побороться за победу. В некоторых ситуациях дегустаторы буквально “спорили о вкусах”, чтобы вынести окончательный вердикт в пользу того или иного напитка.Итоговая церемония началась с сюрприза для ее организаторов: в конференц-зале седьмого павильона Экспоцентра, построенного немецкими специалистами чуть больше года назад, задолго до начала действа иссякли свободные места – так велик был интерес участников и гостей “Продэкспо” к происходящему. Один из отцов-основателей конкурса, заместитель директора “Экспоцентра” Владимир Шкуратов пошутил, что если так пойдет и дальше, то к дегустации следующего года придется построить новый зал.Впрочем, может быть, он и не шутил. Высокий статус дегустационного конкурса этого года и участие в нем евросоюзовцев заставили россиян задуматься о некоторых проблемах, которые стоят перед нашими виноделами и напрямую касаются их отношений с государством. К примеру, если посмотреть на бутылку французского вина, то процент алкоголя и сахара на ней обычно указан точно, а на наших – расплывчато, типа “9–11” и “30–50”. Почему? Неужели наши виноделы с университетскими дипломами не знают точно, сколько и чего в их вине содержится? Оказывается, знают, просто такие вот интервальные характеристики у нас предписаны ГОСТом. Вроде мелочь, а создает у потребителя неуверенность.И это не единственное несовершенство ГОСТа. К примеру, как понять, если на бутылке написано, что “гарантийный срок хранения – 4 месяца”, а “срок годности – не ограничен”? Означает ли это, что через четыре месяца это вино можно будет пить только по приговору народного суда? Оказывается, ГОСТ, которому вынужденно следуют производители, имеет в виду состояние бутылки – например, яркость красок этикетки. Они действительно могут выцвести за четыре месяца, и тогда товарный вид будет безвозвратно утрачен – без малейшего ущерба для содержимого бутылки, к которому и относится “неограниченный срок годности”.Однако потребитель опять-таки озадачен, и скорее уж выберет что-то из дальнего зарубежья – там таких заморочек нет.Другая проблема – в том, как донести до общества правду о своей продукции. Законодательство существенно ограничило рекламу вина в то самое время, когда репутация “нашего” (понимая под этим и российское, и молдавское, и грузинское, и украинское) вина после оглушительного падения времен рыночного беспредела только-только начинала восстанавливаться.За последнее время качество подросло, появилось несколько мощных и – самое главное – ответственных производителей, но кто об этом знает, кроме них самих и их коллег? “Ну, получил я золотую медаль на ярмарке, и что мне теперь с ней делать? Дома на стенку повесить? Перед женой хвастать?” – сетовал мне один из победителей конкурса, представитель “Винного дома “Боставан”, – “От отсутствия информации в прессе страдаю не только я, но и потребитель, который по незнанию купит вместо качественного вина какую-нибудь дрянь и потеряет здоровье, а винить потом будет всех без исключения виноделов. Разве государство заинтересовано в этом?” Кстати, “Винный дом “Боставан” – один из примеров того, как в кратчайшие сроки вывести продукцию на конкурентоспособный уровень. Алексей Зайцев, бессменный организатор дегустаций, на награждении назвал его “молодой, яркой и сильной командой, которая всего лишь за год успела добиться больших успехов”. И эта команда ощущает на себе ограничения на распространение информации, как никто другой – фактически вся ее деятельность пришлась на время ограничений.Если вернуться к сравнению с той же Францией, то там государство не просто берет с отрасли налоги и устраняется от всего остального – оно контролирует практически все, потому что заботится о репутации французских вин в целом.Это престиж страны, ни много ни мало. Да, госконтроль накладывает определенные рамки и вряд ли всем так уж нравится. Достаточно сказать, что во Франции удачными считаются как раз низкоурожайные годы – винограда меньше, но по качеству он лучше, и из него можно делать хорошее вино. У нас же некоторые виноделы, которые подходят к своему занятию прежде всего как к бизнесу, предпочитают годы, когда винограда больше, хотя сам он хуже – и заполняют этим товаром рынок. Государство не относится к этому никак, а зря. Вроде бы хотели принять новые стандарты качества для вина, более жесткие и умные, да только пока не приняли.В общем, в любом другом бизнесе подобный веер проблем привел бы к большой перебранке и паре-другой открытых писем в Минэкономики, Думу или самому президенту. Но виноделы – народ незлобивый, тем более у них есть дело помимо писания писем, и дело любимое. Посмотрели друг на друга на “ПРОДЭКСПО”, попробовали, получили награды и разъехались к своим лозам до следующей ярмарки, через год.