Главное
Истории
Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Мосгордума приняла закон о бюджете столицы

Общество
Мосгордума приняла закон о бюджете столицы

На днях Мосгордума приняла закон о бюджете столицы в 15-й раз. Бюджет для города – что зарплата для человека. Только город считает свои доходы и расходы сразу на год. Так удобнее. То есть все предстоящие москвичам в будущем году радости и неудобства зависят на самом деле не столько от астрологического прогноза, сколько от денежных средств, предусмотренных властями на содержание и ремонт школ, больниц, на пенсии ветеранам и зарплаты бюджетникам. И от умения «власть имущих» эти деньги собрать и разумно распределить. О точном прогнозе московской жизни в будущем году мы расспросили председателя бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы Игоря Антонова. Откуда берутся «дровишки»? – Игорь Евгеньевич, уже известно, что бюджет Москвы в 2008 году составит 1 триллион рублей. Почему эта цифра такая большая и круглая? Это рост доходов или процесс инфляции? – Ну, она не очень круглая – доходы городского бюджета составят порядка 999 млрд. рублей, а расходы – 1 триллион 170 млрд рублей. Дефицит бюджета на 2008 год – почти 170,5 млрд. К такому бюджету Москва шла поэтапно, вместе с Российской Федерацией. Я вспоминаю бюджет РФ, который в 90-х годах был меньше бюджета Нью-Йорка. Он составлял 30–40 млрд долларов, а бюджет Нью-Йорка на тот момент был порядка 60 млрд. долларов. Сегодня фактически бюджет Москвы сравнялся с бюджетом России начала 90-х годов. Идет рост экономики: повышаются доходы как компаний, которые платят налоги, так и физических лиц. Темпы его по разным налогам разные, но если судить по налогам с доходов физических лиц, которые мы все платим с заработной платы, рост в последние три года составляет порядка 30–40%. Связано это с несколькими вещами. Прежде всего – с реальным повышением заработной платы людей. Во-вторых, меньше стало так называемых серых зарплат в конвертах. Видимо, влияет как сам работник, которому становится невыгодно получать часть зарплаты «неучтенной», плюс активно проводилась работа со стороны органов власти. В Москве создана межведомственная комиссия, куда входят сотрудники Управления экономической безопасности, Департамента экономической политики, правоохранительных и налоговых органов. Они в режиме прямого диалога смотрят, где в компаниях зарплата ниже установленного городского минимума оплаты труда. Руководителям такой компании приходится объяснять, с чем это связано. Если по экономическим причинам – это один разговор. Но 99,9% фирм после такой откровенной беседы переходила на «белую» оплату труда. Достаточно приличный рост за последние три года и по налогам на прибыль, в разные года – от 20 до 25%. Это значит, что предприятия зарабатывает и платят налоги. Живут ли москвичи богаче? – Чем отличается бюджет столицы от бюджетов других городов России? Считается, что у москвичей и пенсии выше, и зарплаты другие… – В Москве свое местное самоуправление, и федеральными законами ей и Санкт-Петербургу как городам федерального значения дано право самим определять, какие отчисления они отдают местным бюджетам. Поэтому сравнивать нас с Рязанской или даже с Московской областями невозможно. У них достаточно приличная часть бюджета региона уходит местному самоуправлению. В Москве же невозможно раздробить город на местные «ячейки». Допустим, на может быть свое метро или свои троллейбусы в каждом районе – транспортная система едина, едины дороги города. Если говорить об услугах образования, здравоохранения, социального обслуживания, то в Московской области в разных районах тоже ситуация разная. В целом – чем дальше от нас, тем жизнь в области труднее. А мы такого разделения допустить не можем, потому что жители тогда просто будут рвать городскую власть. У нас не может быть, чтобы в Митине было лучше, а в Бутове или Кожухове хуже. Поэтому за счет централизованного финансирования мы создаем базу по оказанию населению услуг одинакового уровня. Что касается зарплат, то в течение трех лет столичные органы государственной власти работают над повышением оплаты труда бюджетников. Ежегодно мы закладываем в бюджет средства на зарплату на 30% больше от достигнутого. Был год, когда даже 45%. А вот что касается повышения надбавок к пенсиям, когда я дискутировал с другими фракциями по поводу пенсий, я говорил: это неправильно – увеличить московские надбавки пенсионерам не в 1,25 или 1,5 раза, а в пять раз. Для нашего бюджета это, в принципе, ненакладно, мы могли бы и в 2 раза сейчас добавить. Но я считаю, что это неправильно, это не государственная политика и негосударственный подход. Москва – не отдельная держава, мы живем в Российской Федерации. Нельзя выделять людей по регионам. Считаю, до прожиточного минимума мы обязаны доплачивать. У нас прожиточный минимум выше, чем в регионах, так что это логично. И здесь помогать пенсионерам мы должны. Но в целом увеличение пенсий – это федеральная задача. Предположим, что я – пенсионер. Всю жизнь проработал в тяжелейших условиях на шахте, на Севере, на Дальнем Востоке. И волею судьбы я оказался бы не в Москве, а в соседней области. И я получал бы пенсию в несколько раз ниже, чем в столице. А я такой же гражданин, всю жизнь отдал стране, трудился на нее. Хотя москвичи меня не понимают. Так сложилось, что основная часть московского депутатского корпуса за повышение, и я вынужден согласиться с мнением большинства. Почему мы столько строим? – Куда расходуют бюджетные средства в других мегаполисах и столицах мира? – Западные страны давным-давно прошли этап участия государства в развитии экономики. У них экономика стабилизировалась и функционирует несколько столетий практически самостоятельно. У нас другая ситуация. Москва занимает позицию, которую я считаю на данном этапе абсолютно правильной, – государство не должно уходить из экономики, потому что бизнес у нас еще не развит. У нас очень много проектов именно для его развития. Элементарный пример: построили Третье транспортное кольцо. И территории, которые раньше пустовали, теперь заняты бизнесом, в том числе малым и средним. Мы создали транспортную инфраструктуру, и люди эту площадку начали осваивать. Сейчас начинаем строить, начиная с Западного округа, через Север, до шоссе Энтузиастов еще одно большое транспортное кольцо. Сразу эти площадки начнут осваиваться. То есть, создавая инфраструктуру, мы помогаем развитию бизнеса. А бизнес – это курица, которая несет золотые яйца в наш бюджет. На Западе этого в бюджете нет. Им этого уже не надо. Они только определяют необходимые публичные расходы органов власти: медицина, образование, полиция. То, что мы называем «необходимый социальный пакет». Лет 5 или 6 назад во Франции, за счет роста экономики, вдруг собрали очень много налогов. Парламент Франции полгода дискутировал, что делать с этими деньгами. Решили: надо снижать налоговое бремя, потому что некуда расходовать. Дороги построены, более или менее везде все в порядке: медицина, полиция. У нас об этом пока и говорить смешно. У нас и дороги нужно строить, и переоборудовать систему здравоохранения, образования, правоохранительные органы современными технологиями и техникой. Например, нужно ввести автоматизированную систему управления транспортными потоками в городе. По моим расчетам, 30% пробок мы снимем, если движение будут регулировать автоматы через светофорную систему. Заметьте, как только регулирует гаишник – все, труба. Хотя, в Москве ведь и мигалки, то есть все автоматизировать просто не получится. Вот у нас колоссальная адресная инвестиционная программа – более 400 млрд рублей. Столько инвестиций государство ни в одном городе мира, ни в одном штате не вкладывает. Но нам нужно обеспечивать жильем очередников; по программе «Молодой семье – доступное жилье» и по социальной ипотеке, чтобы подешевле все-таки жилье продавалось. Объекты спорта и здравоохранения необходимо строить, школы, детские сады, метро. В 90-х годах все это было брошено государством, сейчас мы наверстываем упущенное. И если я на Западе об этом расскажу, они глаза вытаращат: это бизнес должен делать! Но разве бизнес метро построит? Это капиталоемкое все, мы на одну Митинско-Строгинскую ветку (и то в этом году мы ее до конца не построили) 30 млрд рублей потратили. Так что если бизнес метро и построит, то ездить на нем простой человек не сможет – билеты станут не по карману. Что такое «социальный»? – Из года в год мы пишем о том, что бюджет Москвы «социально ориентированный». Что это значит? Ведь если внимательно посмотреть на статьи расходов, то это в основном стройка или ремонт: школ, больниц, дорог, домов. Когда жители все-таки и в самом деле почувствуют, что городской бюджет социален? – Тогда разделить, что имеется в виду, когда мы говорим «социальный бюджет». Прямое текущее финансирование социальной сферы? Здравоохранение – это социальная сфера, образование – социальная сфера, спорт, культура, искусство, кинематография – тоже. Есть и сопутствующие расходы, которые не идут по статье социальных. Например, жилье и жилищно-коммунальное хозяйство – это социальные блоки? Я считаю – вообще первичные, а значит – абсолютно социальные. К классикам марксизма-ленинизма можно относиться по-разному, но они дали точную формулировку: чтобы чем-то заниматься, человек должен нормально питаться, одеваться и где-то жить. Но если человеку нечего есть, ему не нужно ни образование, ни здравоохранение, ни спорт. А без теплой одежды и жилья в нашей холодной стране вообще не проживешь. Поэтому строительство, содержание и ремонт жилья – социальная задача. То есть чисто социальные расходы – это один разговор, а содержание инфраструктуры для социума – другой. Вот энергетика тоже нужна. Ни один объект не будет функционировать, если не подключить к нему электричество и тепло. Я полагаю, что наш бюджет вообще весь социальный, потому что построен на социальных расходах. У нас 95% расходов фактически связаны с поддержанием в Москве нормального социума. Инвестиционная программа на 90% сориентирована тоже на социальную сферу. Прямые расходы на социальную сферу у нас, как правило, не ниже 40%. Это здравоохранение, образование, культура, искусство, спорт, социальная поддержка населения: доплаты к пенсиям, всевозможные льготы, бесплатный проезд. Мы же не из воздуха это берем, а закладываем в бюджете деньги, которые идут как дотации по общественному транспорту, жилью, тепловой энергии, жилищно-коммунальным услугам. Все вместе получается порядка 40%. Кто следит за нашими деньгами? – Какие проблемы, на ваш взгляд, возможны при реализации таких больших планов? Какие направления расходования средств будете отслеживать особенно внимательно? – Говорят, маленькие дети – маленькие проблемы. С деньгами то же самое. Большие деньги это, с точки зрения их освоения, большие проблемы. Если это будет израсходовано нерационально, неэффективно, нецелевым образом, то для москвичей и для нас это станет большой проблемой. В основном, предполагаю, что проблемы возникнут с расходами на ремонты и строительство. К сожалению, у нас полгода раскачиваются. Закладывают финансирование на объекты, которые не имеют проектно-сметной документации. Конкурсы порой проводят тоже через пень-колоду. В результате образуется достаточно приличный свободный остаток неизрасходованных бюджетных средств. Я сообщал на заседании правительства, что основная масса платежей в расходной части бюджета по-прежнему идет в IV квартале. Не знаю, чего все эти организации сидят и о чем думают весь год. Дальше московское казначейство просто не в состоянии «переварить» такие объемы. Так что важноне только сформировать бюджет, а грамотно потом провести все конкурсы, аукционы и этим освоить средства. Главное – чтобы освоение средств бюджета произошло без нарушений. Чтобы они не списывались, а действительно работали на улучшение жизни москвичей. Дом должен быть отремонтирован, школа должна получить новое оборудование, система здравоохранения должна хорошо функционировать. То есть самая главная задача – за счет этих больших денег повысить качество услуг для населения. Платить впустую деньги я категорически против. Это моя принципиальная позиция. У меня в плане в середине января – заседание бюджетно-финансовой комиссии, где мы послушаем Департамент по конкурентной политике с привлечением всех других департаментов о том, как они планируют осваивать такие огромные бюджетные средства. Мы в Мосгордуме будем контролировать этот процесс очень внимательно. Не зря же мы ежегодно формируем план работы контрольно-счетной палаты, а потом заслуживают на своих заседаниях материалы ее проверок по расходованию бюджетных средств. Другая проблема: то, что мы создадим, нужно будет качественно поддерживать, эксплуатировать, чтобы все построенное и приведенное с таким трудом в порядок не оказалось брошено. Например, по капитальному ремонту жилья, на который наконец-то заложили огромные средства. Очень отрадно, что мэр поменял здесь свою позицию. Теперь людям отдадут отремонтированный жилой фонд, чтобы они сами им управляли. А что с ним будет дальше? Места общественного пользования приходят в неудовлетворительное состояние очень быстро. Я сам занимался ремонтами школ в своем округе. Через год прихожу – как будто никакого ремонта и не было. Ну ладно, дети… А помещения нашей правоохранительной системы? Просто противно: бросают мусор, окурки, плюют… Взрослые люди, а ведут себя как свиньи. То же и по физкультурно-спортивным объектам. Городские власти достаточно быстро навели на них порядок. Это и создание физкультурно-оздоровительных комплексов на районном уровне, и спортивных площадок внутри дворов, микрорайонов, и создание объектов большого спорта всех направлений, катков, велодромов, футбольных полей и т. д. Но если дальше уже местные руководители и специалисты не будут заниматься ими и эксплуатировать, то мы можем построить все, что угодно, а дальше все это быстро угробят. Все, что брошено на произвол судьбы, сразу снова придет в запустение. Так что старая формулировка «кадры решают все» по-прежнему актуальна. И надо, чтобы руководители городских департаментов каждый день буквально «вдалбливали» чиновникам и специалистам низшего звена, которые находятся на этих объектах: вы несете за них персональную ответственность. Как экономить дома? – Вы привыкли оперировать большими цифрами, подходите к ним строго и серьезно. А кто формирует ваш семейный бюджет? – Формирует, наверное, все же супруга. А я не столько его формирую, а, как правило, выступаю стопором. Контрольно-счетной палатой. Видимо, профессиональная точка зрения перетекла и на домашний бюджет. У всех членов семьи свои предложения по направлениям и расходованию средств. Израсходовать можно сколько угодно. Но я приучаю детей только к одному: пока у вас есть папа, вы можете вот так распоряжаться. Завтра папы у вас не будет, вы сядете на свои финансовые ресурсы и будете думать совсем по-другому. Поэтому, прежде чем что-то у меня просить, подумайте: нужно ли вам или не очень. Если в магазин зайти, то нужно полмагазина покупать: и это нравится, и то. Нам, родителям, вообще очень тяжело детям отказывать. Но я все-таки стремлюсь приучать их расходовать разумно и экономно. – Удается? – Не всегда, пятьдесят на пятьдесят. Наверное, любимый ребенок каждого мужчины – это дочь. Вот перед ней я пасую.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.