Карта городских событий
Смотреть карту
Хулиганы в облаках

Хулиганы в облаках

Общество

[b]Проблема безопасности полетов – головная боль всех без исключения авиакомпаний мира. И дело не только в том, что пассажирские авиалайнеры становятся объектами террористических и диверсионных актов. Это, слава богу, происходит не так уж часто. Гораздо чаще на борту самолетов стали хулиганить сами пассажиры.[/b]Вообще-то, на борту воздушных судов дебоширы встречались и раньше. Но с середины 90-х годов во всем мире начался просто лавинообразный рост подобных происшествий. Наверное, слишком привычными для нас стали полеты на самолете. В результате у авиаторов даже родились такие понятия, как «беспокойные», «конфликтные» или «проблемные» пассажиры, «неуправляемое поведение».В этих «причесанных» терминах – абсолютно «непричесанные» поступки, начиная от словесных оскорблений членов экипажа до беспардонных сексуальных домогательств в отношении стюардесс.За последние три года рост количества подобных инцидентов составил 400 (!) процентов. Да что там – спросите любого! Каждый из нас может припомнить не одну историю из своего опыта, связанную со скандалом в полете. С учетом известной «расейской» привычки крепко выпить по поводу и без наши самолеты с сотнями пассажиров на борту становятся заложниками развесело-скандальных персон и компаний, а экипаж – увы! – не наделен серьезными полномочиями, чтобы усмирить разбушевавшихся пассажиров.Летишь из Турции, Египта, с других средиземноморских югов – обязательно в самолете кто-то дышит на тебя перегаром, поет диким голосом, что-то роняет, проливает – ждешь не дождешься посадки.Среди скандалистов – и вновь испеченные бизнесмены, и зарвавшиеся артисты, и крутые политики, привыкшие отдавать распоряжения, а не выслушивать чьи-либо инструкции, тем более от обслуживающего персонала. Авиаторы утверждают, что, как ни странно, «беспокойные» пассажиры чаще всего встречаются именно в просторных отсеках первого и бизнес-классов, а не в более многолюдных экономических салонах.Необходимость говорить на эту больную тему давно назрела. И не случайно крупнейший наш авиаперевозчик – «Аэрофлот» – совместно с Ассоциацией транспортного права провел «круглый стол» под официальным названием «Совершенствование законодательства в области защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства». В нем приняли участие ответственные мужи – те, от кого зависит наша с вами безопасность в полете: руководители «Аэрофлота», депутаты Государственной думы, представители профильных комитетов, видные специалисты в области права и безопасности на воздушном транспорте, ученые.Председатель комиссии по безопасности пассажиров «Аэрофлота» Азат Зарипов грустно констатировал: на воздушных судах компании в 2002–2003 годах зафиксировано двукратное увеличение инцидентов на борту.В «Аэрофлоте» хорошо помнят случаи – практически криминальные! – когда однажды подвыпившие «вахтовики» принялись дружно раскачивать самолет над сибирской тайгой или когда две борцовские команды начали выяснять между собой отношения, устроив потасовку. Сюда можно добавить наглый «бунт» на борту бестормозного продюсера дуэта «татушек». Да много чего! Статистика удручающая: каждую неделю – 2–3 случая хулиганства или правонарушения на борту. И это только в «Аэрофлоте».К счастью, ни одно из подобных происшествий пока не привело к катастрофе. Хотя случалось не раз, когда командирам экипажей приходилось принимать решение о незапланированной посадке, чтобы снять с борта хулигана. А что делать? Ведь на борту нет представителей ни милиции, ни других «сдерживающих» органов государственного обеспечения порядка.И прогнозы, прямо скажем, тоже грустные: в связи с расширением географии полетов и частоты рейсов на федеральных маршрутах специалисты предупреждают об увеличении числа правонарушений – и в аэропортах, и в воздухе.Участники «круглого стола» с большой тревогой констатировали: одна из причин роста числа воздушного хулиганства – недостаточные меры воздействия, предусмотренные российским законодательством.А вот зарубежная практика нас давно опередила. В большинстве стран существует очень строгий подход к обеспечению безопасности авиапассажиров. Хулиганить в воздухе там очень даже недешево – легко «влетишь» в многотысячный штраф. А в США, Великобритании, Японии скандальная выходка на борту даже может стать поводом для уголовного преследования.Если же неадекватное поведение пассажиров представляет реальную угрозу безопасности полета, иностранные авиакомпании вообще не стесняются в средствах: бортпроводники могут использовать так называемые средства ограничения движения, включая наручники и комплекты специальных ремней, чтоб «приковать» дебошира к креслу. При проектировании авиалайнеров вместимостью 600 – 800 пассажиров на борту уже предусматриваются специальные места – своего рода «воздушная КПЗ», где беспокойные граждане смогут охладить свой пыл.И все же этих мер недостаточно. Известно, что самолет – это территория того государства, авиакомпании которого он принадлежит. Поэтому то, что происходит в полете, вправе расследовать только «страна приписки».Но сейчас только в четырех странах мира – США, Канаде, Великобритании и Австралии – законодательство позволяет своим правоохранительным органам расследовать случаи хулиганства и наказывать виновников инцидентов, которые случились на борту воздушного судна любого государства, совершившего посадку на их территории.И это абсолютно правильно. Дебошир любого лайнера должен знать, что при приземлении где бы то ни было расплата неминуема. Я бы вообще про это написала крупными буквами прямо на борту самолета.Представители «Аэрофлота» доложили, что уже на протяжении шести лет компания составляет так называемый черный список, в который заносятся имена всех нарушителей правил полетов. Списки списками, но по существующему законодательству авиакомпания не имеет права отказать этому пассажиру в покупке билета на свои рейсы. Она может лишь предупредить экипаж о том, что на борту находится потенциальный нарушитель. Максимальное наказание дебоширу – аннулирование обратного билета. За прошлый год «Аэрофлот» применил такую санкцию к 11 пассажирам. Печально, но это почти все, что находится в рамках закона.Многие наши наказания просто смехотворны. Хулиган, учинивший дебош в воздухе, отделывается штрафом размером в одну минимальную зарплату или просто получает предупреждение от сотрудников милиции.Некоторые участники «круглого стола» даже высказали мнение, что давно пора иметь на борту самолета милицейские наряды сопровождения – ведь пилотам некогда заниматься «разборками» с хулиганами и бросаться с ними в рукопашную, а стюардессы для дебоширови вовсе смешная преграда.Сказать, что ничего не делается, язык не повернется – кое-какие сдвиги в этой области, безусловно, есть. Например, уже практически готов проект Федерального закона «О защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства». Готовятся изменения и в Воздушном кодексе РФ. Все это хорошо, но сроки, сроки…Утверждались бы законы у нас так же быстро, как летают в небе самолеты. Пересмешники шутят: летать самолетами было бы совершенно безопасно, если бы не было земли. Шутка горькая.Потому как рядовой пассажир хочу сказать нашим законодателям: «Пожалуйста, действуйте расторопней!» Ведь меня, пассажирку, по большому счету, волнует только одна, самая главная, из всех прочих услуг, которые нам оказывают в аэропорту и на борту самолета – моя и моих попутчиков безопасность.[b]СПРАВКА «ВМ»[/b][i]По приблизительным статистическим подсчетам, около 50 процентов случаев проявления хулиганства на борту связаны с ограничением и запретом курения в аэропорту и на борту воздушного судна, около 30 процентов инцидентов вызываются чрезмерным потреблением алкоголя.[/i]

Google newsYandex newsYandex dzenMail pulse