Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

ЦДЛ

Развлечения
ЦДЛ

[b]Сегодня в Большом зале Центрального дома литераторов пройдет вечер, посвященный юбилею не какого-то отдельного, пусть даже и очень знаменитого, писателя, что, в общем-то, привычно. Вечером 27 мая ЦДЛ будет чествовать сам себя. Точнее, юбиляра придут поздравить все те, для кого этот «дом на две улицы» (а в него действительно можно попасть и с Большой Никитской, и с Поварской) стал вторым домом.Особняк с рестораном[/b]Когда по Москве конца 20-х годов прошлого века пополз слух о том, что вроде бы писателям собираются выделить место, где они могли бы собираться, Владимир Маяковский откликнулся такими строками: Не знаю – петь, плясать ли, улыбка не сходит с губ. Наконец-то и у писателей будет свой клуб. И в мае 1934 года (Маяковский не дожил) такой клуб был создан. Его назвали Домом советского писателя. Позднее на его основе возник и Союз писателей СССР.Самая красивая «составляющая» Центрального дома литераторов (ЦДЛ) – особняк в стиле модерн романтического направления. Особняк украшает собой Поварскую улицу, которая в советские времена называлась улицей Воровского, а когда-то была участком дороги из Кремля в Новгород. Здание было построено по заказу князя В. В. Святополк-Четвертинского в 1889 году, а проектировал его известный московский архитектор Н. С. Бойцов. Вскоре особняк перешел в руки графини А. А. Олсуфьевой, которая и владела им до 1917 года. После революции в доме жила городская беднота, затем здание принадлежало Отделу детских учреждений ВЦИК, а в начале 30-х его решили отдать писателям.Именно здесь начиная с 1934 года и проходила вся литературная жизнь столицы: отмечались юбилеи, проводились панихиды, бурлили собрания, кипели диспуты. Ну и, конечно, ресторан. «Когда напивались, то в дружбе клялись, болтали цинично и прямо». Даже в годы Великой Отечественной войны приезжавшие с фронта писатели непременно заходили сюда.К концу 50-х в особняке стало тесно. Ну не был он рассчитан на такое количество членов Союза советских писателей, а также членов их семей.Пришлось расширяться на Большую Никитскую (в то время улицу Герцена). Эта часть ЦДЛ не так красива, как особняк на Поварской, зато удобна. Писатели получили Большой и Малый залы, бильярдную и много чего еще.[b]Поверх барьеров[/b]В начале 90-х, после того как распался (еще до официального распада СССР!) Союз советских писателей, растеряв по дороге (и продолжая терять до сих пор) совместно десятилетиями нажитую собственность, казалось, что и Центральному дому литераторов не уцелеть. Но он, на удивление, выжил. Во многом благодаря бессменному в течение многих лет его директору Владимиру Носкову. Владимир Акимович занял тогда достаточно уязвимую, но, как показало время, правильную позицию: союзов писателей стало слишком много, а дом – один. И негоже одних привечать, а других тащить и не пущать. Да и потом, а судьи кто? И ЦДЛ оставался, пожалуй, единственным местом, где можно было одновременно встретить и крутого демократа, и пламенного патриота. Водки хватало всем.Вскоре было принято идеальное в подобной ситуации решение: создать клуб, основанный на профессиональной принадлежности и находящийся вне идеологических разногласий. И в 1993 году по инициативе членов не дружественных друг другу писательских союзов таких разных писателей, как Владимир Солоухин, Борис Можаев, Сергей Михалков, Владимир Шугаев, Григорий Поженян, Генрих Боровик и другие, была создана общественная организация «Клуб писателей ЦДЛ», объединяющая ныне более 1200 литераторов.К старым формам работы ЦДЛ прибавились новые, чисто клубные. К писательским вечерам прибавились театральные, музыкальные.Недавняя модернизация Большого зала позволила показывать в ЦДЛ первым экраном самые новые фильмы и даже проводить кинофестивали. При этом билеты для всех желающих доступнее, чем во многих других модных кинотеатрах, а члены клуба к тому же, естественно, пользуются правом серьезных льгот.Открывшийся после ремонта ресторан, расположенный в знаменитом Дубовом зале, что в особняке в стиле модерн на Поварской, стал одним из самых дорогих и престижных в столице и оказался не по карману большинству писателей. Зато благодаря деньгам, которые там (а также в тоже недешевом и тоже весьма легендарном Пестром зале) оставляют состоятельные люди, руководство ЦДЛ может себе позволить содержать дешевый буфет, в котором может перекусить даже бедный студент Литинститута.[b]Из баек ЦДЛ[/b]Андрей Вознесенский. Деревянный ангелок.…На витой колонке бесстрастно отсвечивает скульптурное девичье личико – деревянного ангела ЦДЛ. Эта девочка – Маша Олсуфьева, графинюшка, последняя владелица нашего дома.Я довольно хорошо знал Марию Васильевну. Аристократически стройная, сухопарая, она жила с дочерьми в своем палаццо во Флоренции, переводила прозу Пастернака и Солженицына и делала «литерал» – подстрочный перевод для моей первой книги в издательстве Фельтринелли.Жак-Жакомо Фельтринелли, романтический террорист-миллионер, издатель «Живаго» и Мао, проклятый советским официозом, на тайной встрече в загородном доме – ему нравилось играть в конспирацию, оберегая русского поэта, – понизив голос до шепота, сказал: «Мы пригласили для вашей книги графиню – она лучший знаток русской литературы».Графиня стоически перенесла слова «лажа», «а на фига?» в моих текстах. Дочь ее была своей для молодежной вольницы, водила меня к «ангелам грязи». Как-то среди работы Мария Васильевна обронила: «У меня есть дом на Поварской…»Много лет спустя, когда табу на нее ослабло, М. В. Олсуфьева побывала в Москве. Я пригласил ее обедать в ЦДЛ. «Это же мой дом», – остолбенело оглядывалась гостья. Мы сели под колонкой с детским личиком. Их профили совпадали.«Я хотела бы взглянуть на свою детскую. Где я спала. Это здесь, за дверьми, на первом этаже!..» Ее лицо озарилось, стало страшно похоже на детское личико барельефа. Рука ее затрепетала. Как, наверное, сердце ее сжалось, выходя в прихожую!..«Что там сейчас?» На дверях детской спаленки поблескивала табличка «Партком».Михаил Поздняев. Чего только не было...Отдельно взятый член Союза писателей стоит перед витриною буфета в ЦДЛ, созерцая немудрящий пасьянс из бутербродов с колбасою и пирожных эклер. Ни книг его никто отродясь не читал, ни имени не слышал, да и в лицо он никому не знаком. Глубокомыслия меж тем достаточно и в выраженьи глаз, и в том, как декламирует он, обращаясь будто бы к бутербродам, а в действительности – к некой высшей, нематериальной инстанции.– Да… Прежде и паюсная была, и зернистая, и балычок, и кореечка, и жюльенчики, и тарталеточки…Буфетчица, известная и чтимая столь же, сколь и легендарный цедеэловский парикмахер, бросает взгляд быстрый и острый, как складной ножик, и заканчивает фразу:–…и еще был Миша Светлов.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.