Старики-разбойники и Дядька Черномор

Старики-разбойники и Дядька Черномор

Культура

58-й Международный кинофестиваль начался с сенсации: впервые за все годы его существования в основной конкурс была включена документальная лента – фильм-концерт Мартина Скорсезе «Да будет свет!»Первый день феста прошел под знаком «Роллингов». Само солнце, похоже, прислушалось к лозунгу музыкантов и- залило Потсдамер Платц приятным весенним теплом. Фильм аж трижды крутили в течение дня: два раза – для журналистов, один – для вечерней нарядной публики на торжественной церемонии открытия. А сами звезды особо не спешили на встречу с поклонниками, перекрывшими улицу – ветераны рока приехали представлять картину с 40-минутным опозданием.О том, как нелегко было заполучить этот фильм, директор фестиваля Дитер Кослик сказал так: «Для того чтобы Мартин Скорсезе принял решение в пользу Берлина, понадобилось девять месяцев интенсивных переговоров».С первого взгляда -святая простота. Мастерски слепленный мега-клип, разбавленный подсмотренными за кулисами сценками и хроникой давних интервью. Именно последнее обстоятельство придает набору акробатических номеров «дедушек рока» некую художественную идею. Глядя на то, какимиангелятами были тридцать лет назад Мик Джаггер или Кейт Ричардс и сравнивая их с сегодняшними демоническими старцами, хочется срочно бежать в спортзал и агитировать за здоровый образ жизни – нет наркотикам и алкоголю!А серьезно – ураганный темперамент Мика Джаггера (особенно он хорош в дуэте с Кристиной Агилерой) и клоунский демонизм Кейта Ричардса и даже появление в кадре Билла Клинтона, ручкующегося с роллингами, увы, не спасают положение. Какая-то жуткаямонотонность, заданный сто лет назад автоматизмсквозит в прыжках и ужимках рокеров, ставших легендой и выживших на такой опасной работе. Такое кино можно делать только по любви. Скорсезе явно влюблен в своих героев – он не обрывает ни одну песню на полуслове. Похоже, что устав снимать сереьезное кино,он просто отдыхает. Вспомним: после «Банд Нью-Йорка» был фильм про блюз, после «Авиатора» - про Боба Дилана, после «Отступников» - «Роллинги». И так вроде все играючи... Кстати, вы знаете, что Джаггер мог вполне сыграть …Пушкина?Об этом мне рассказал за обедом знакомый московский антиквар. Его хороший приятель-кинорежиссер лет пятнадцать назад тут же, в Берлине, на одной вечеринке, предложил эту сумасшедшую идею музыканту – потому что считал, что похож. «Пушкин – спросил тот.- А кто это?» «Один талантливый негр, - доходчиво объяснил кинохудожник. «Негр? – возмутился Джаггер. - Никогда!» И это не анекдот, а реальная быль.Но вернемся к Скорсезе. Он с 1981 года не приезжал на Берлинский фестиваль.И то, что Shine А Light отобрали в конкурс, конечно, очень воодушевило мэтра. Поседевший, в очках, он с удовольствием позировал с роллингами и без, объясняя тупым журналистам, что картину взяли в конкурс, потому что отборщики верно решили, что это цельный художественный фильм, а не дешевый пиар концертам звезд, как решили некоторые ехидны. Кстати, о роллингах многие хотели снять фильм – но ребята всех посылали. А вот Скорсезе отказать не смогли - пошли навстречу.А когда Джаггера спросили, нравится ли он себе в картине, так сексапильный, так харизматично вращающий бедрами на экране, тот засмеялся и самокритично заметил:- Я никогда себе не нравлюсь на экране. Но что делать – работа есть работа....На вечернюю смену – официальную церемонию открытия – эти работники сцены сменили спецодежду – клетчатые рубашки и дурные панамки с колокольчиками на костюмы и – вы не поверите! – галстуки! Все роллинги шли по красной дорожке в галстуках! Правда, Ричардс и тут немножко поскоромошничал – выпустил рубашку навыпуск и накрутил на голову бандану. Под рев фотографов и зевак они прошли вBerlinale Palast, раздавая интервью телеканалам направо и налево (причем не отказали себе в удовольствии показать в камеру международный символ среднего пальца – мол,старый рокер борозды не испортит!). Расписались под своими портретами в фойе и затем приняли участием в торжественном чествовании Скорсезе, которому Кослик вручил первого почетного «медведя». И тем спасли ситуацию – на красной берлинской дорожке мега-звезд, увы, не наблюдалось. Так же, как и у нас на ММКФ, здесь в вечерних туалетах шли в основном местные немецкие знаменитости. Впрочем, в течение фестиваля ожидается целый десант – в том числе Мадонна и Дэй-Льюис. А сегодня прилетают Оливер Стоун и Стивен Содерберг. Кстати, в этом году пишущую и снимающую братию на Берлинале решили прижать к ногтю.Как обычно, на церемонии открытия-закрытия журналистов не пускали. Но нынче арийские новаторы пошли дальше. Теперь уже их не пускают – вы не поверите! – даже на просмотр экранной версии в кинозал: придумали специальные билеты для специальных гостей. Журналисты к ним не относятся, и по мнению руководства фестиваля, могут обойтись ТВ или Интернет-версией. И еще одно новшество: нынче обладателей ноут-буков решили раскулачить – если раньше они свободно работали в специальных зонах рядом с главным залом, теперь за все это надо платить. И немало. Заодно убрали телефоны. А вот плату за аккредитацию оставили. Вот такая экономия по-немецки. Кажется, руководство Берлинале вдруг вспомнило о своих бюргерских корнях, начисто подзабыв,кто и что делает короля.

Google newsYandex newsYandex dzen