В мире голых королей
Нормальному гражданину трудно понять, почему одни граффити – те, что на заборах, – замазываются краской, а другие продаются за миллионы долларов. В чем секрет? Почему за чучело акулы, плавающее в формальдегиде, готовы платить миллионы, а за живую и бодро дышащую зубастую хищницу мало кто даст больше пяти тысяч «зеленых»? Аукционисты «Сотби» и «Кристи» объясняют: потому что это искусство! Искусствоведы это докажут – за энный гонорар и на сотнях страниц монографий. А предметы подлинного искусства стоят дорого и будут стоить еще дороже, у них срок годности не ограничен (хотя упомянутая акула уже начала протухать).И все же, что бы ни говорили многомудрые интеллектуалы, как-то не верится, что, к примеру, залитые эпоксидной смолой собачьи испражнения мало что стоят столько, а стоят хоть сколько-нибудь. Но – безмолвствуешь, терзаемый «комплексом голого короля». Признаться, что ничего не понимаешь, как-то неловко. Другие-то платят, а значит – оценивают и ценят. И нет рядом мальчика, который от детского своего неразумения воскликнет: «А король-то голый!»Роль мальчика оказалась очень по плечу и размеру для коллекционера с мировым именем Дональда Томпсона. С завидным упорством на протяжении нескольких сотен страниц он пилит сук, на котором ему тепло и уютно. Видно, честный человек. В своей книге он все очень внятно объясняет: как делаются имена и деньги, куда вкладываются миллионы и зачем. Бизнес, одним словом, и больше ничего! А читать приятно. Вновь начинаешь чувствовать себя умным человеком.