Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Археологи считают, что куклы появились более 30 тыс. лет назад

Общество
Археологи считают, что куклы появились более 30 тыс. лет назад

Невозможно представить детство без куклы. Видимо, поэтому взрослые, сохранившие наивность и тягу к коллекционированию, живут в окружении виниловых, фарфоровых и текстильных болванчиков всю жизнь. Они уже не откручивают им, как в детстве, головы, но до сих пор сажают на стулья и беседуют с ними, как с друзьями. Потому что куклы – живые. Они требуют заботы и поклонения, а еще, говорят, сами выбирают себе хозяина. Археологи считают, что куклы появились более 30 тыс. лет назад. Их делали из мамонтовой кости и уже тогда использовали в ритуалах. Возможно, все дело в привычке полагаться на мир духов, но и сегодня куклы воспринимаются как телефон для связи с потусторонними силами или как минимум с собственным альтер эго. От полена до Голема Долго люди не доверяли куклам и лишали их лица. Не важно, кто с ней играл и из чего она сделана, даже в полено с глазами мог вселиться злой дух. Но в XVI в. католики занялись визуализацией Святого Писания и в 1672 г. создали первую художественную куклу из папье-маше – куклу-монахиню, тиражом 12 экземпляров. Избавить народ от суеверий она не помогла, зато послужила идее создания искусственного человека, «Голема». Кукольные копии людей появились в XVIII в., одна из самых известных – «Игрок на флейте» Жака Вокансона: руки, рот, губы и язык куклы двигались, как у живого музыканта. Достичь сходства с человеческой кожей мастерам помог фарфор. Керамические головки кукол, их ручки и ножки отливали в специальных формах, а затем пришивали к тряпичному телу. Головы украшали съемными париками из натуральных волос, уложенных в модные прически. Французы даже ввели моду на фарфоровых манекенщиц, вспомнив, что в этом качестве куклы служили еще Клеопатре. Портные отсылали наряженных кукол клиентам, сопроводив сундучком с гардеробом, нижним бельем, украшениями и аксессуарами. Наглядные пособия сообщали о последних новинках и украшали интерьер. Вот только в руки к детям фарфоровые куклы попадали редко. В России, например, будущие великие княгини мастерили их сами: пришивали заграничные фарфоровые головки к мягким самодельным нарядам. В XIX в. открылись кукольные фабрики, среди них «Арман Марсель» и «Хойбах» в Германии, «Французское общество производителей игрушек» и «Жюмо» во Франции, в Италии – «Маротте». В России – Императорский завод Журавлева и Кочеткова, эскизы для которого писали Рерих, Малявин, Поленов и Билибин. Куклы подешевели, стали «серийными»: их отливали тиражом 5–25 штук и разбивали оригинал. Копии, унаследовав «фамильные» черты, выходили в свет со своим цветом глаз, волос, с собственной одеждой и аксессуарами. Без лица К середине XX в. от кукольной индивидуальности не осталось и следа: после изобретения целлулоида индустриальные куклы заполонили мир. Их звездой стала Барби, история которой началась с порнографии. В конце 50-х гг. бульварная пресса сходила с ума по немецкой порнозвезде Лилли, которая даже обзавелась резиновым мини-клоном, продававшимся в магазинах «для взрослых», в барах и табачных лавках. Права на производство куклы купила американка Рут Хэндлер, владевшая вместе с мужем фирмой Mattel, производством рам для картин. Сохранив формы порнодивы, Рут превратила ее в Барби и в 1959 г. выпустила в продажу. Успех был феноменальный: рамы были забыты, Mattel стала монстром кукольной промышленности, а Барби обзавелась родственниками, друзьями и подражателями. В 80-х гг. она даже вышла на подиум: начался выпуск коллекционных моделей куклы в платьях от Диора, Готье и других кутюрье. В это время в России сошла на нет популярность целлулоидных «физкультурниц», «суворовцев» и «врачей», разработанных в 1948 г. «Артелью имени 8 марта», и советские куклы стали копиями зарубежных: пухлые виниловые щечки, закатывающиеся при поклоне стеклянные глаза и традиционное «мама», издаваемое при нажатии на живот. Такие игрушки доступны всем. Их выпускают миллионами, похожими друг на друга, как сестры в индийских мелодрамах. Они дешевые и практичные: их легко разобрать, но сложно разбить; их можно лизать и кусать. Но они лишены особенности, которой обладали их прабабки с незапамятных времен, – уникальности. Все как у людей Восхищение антикварными шедеврами и неприятие индустриальных клонов привело к тому, что в 50-х гг. Аннетт Химштедт создала куклу, положившую начало коллекционному куклоделию и сформировавшую жесткие требования к художественным, или авторским, куклам. Сегодня они могут изображать подростка, сказочного героя или животное, или даже быть «Черным квадратом» Малевича, шагающим из рамы на тонких ножках, но в любом случае они обязаны выглядеть характерно – аскетично, иронично, обиженно или задорно. «Одушевленность» куклы передается не только ее лицом, но и одеждой, позой, аксессуарами, даже диоптриями, если у нее есть очки. «Чтобы персонаж получился живым, костюмчик ему нужен с человечьего плеча – пропитанный человеческой энергией, – рассказывает кукольных мел мастер Дима ПЖ. – Старые тряпочки – как раз то, что надо. Но и со старой тканью нужно работать. Затереть на локтях, вытянуть на коленках, намять складок на сгибах. Куклы ведь, к сожалению, не двигаются. Но странник за время пути должен запылиться, танцовщица – вспотеть, а старушка – состариться вместе со своей одеждой и обувью». О коллекциях и кукломанах С обезличиванием кукол связана и тяга к собирательству уникальных экземпляров. На рубеже XIX-XX вв. Дина Верни, модель Матисса, Майоля и Боннара, начала создавать свою коллекция, которая в начале 90-х гг. ушла с аукциона за $4,7 млн. Первая русская коллекция, собранная Николаем Бартрамом и включившая игрушки, конфискованные у врагов народа, стала основой Музея игрушки, открытого в 1918 г. на Пречистенке. Сегодня коллекционирование антикварных и современных кукол превратилось в прибыльный бизнес. Появились специализированные журналы и газеты, выставки-ярмарки (например, Toy Fair и IDEX) и благотворительные аукционы, музеи и галереи. В Москве самые известные галереи: «Роза Азора» Елены Языковой и Любови Шакс, где можно купить раритеты начала XX в.; «Кукольный дом» Ольги Арцимович, собравший под крышей антикварные и театральные куклы; и галерея «Вахтановъ», которая специализируется на современных художественных куклах. Есть у нас и заядлые коллекционеры. Например, Андрей Макаревич собирает венецианские куколки, Тамара Степашина заселила дом муми-троллями, а Александр Лифшиц собирает куклыпортреты знаменитостей. Самым большим почитателем советских индустриальных кукол считают Сергея Романова, а главным антикварным кукломаном – Юлию Вишневскую, супругу заместителя главы администрации президента РФ Владислава Суркова, которая в середине 90-х гг. собрала фантастическую по масштабу коллекцию кукол XVII–XIX вв. и открыла Музей уникальных кукол. О ценах и рисках Кукломанов объединяет не стремление разбогатеть, а бережное отношением к вещам из детства. «Ваши дети могут считать, что вы играете в куклы, но внуки будут хранить их, как историю семьи, – уверена Ирина Мызина, владелица галереи «Вахтановъ». – Не говоря о том, что через 20–50 лет эти куклы станут антикварными». Последний довод доказан на практике: целлулоидные пионеры, купленные некогда за копейки, на распродажах советского «антиквариата» уходят за 9 тыс. рублей. Стоит ли говорить о пупсах XIX в. «На престижных аукционах цены на уникальные куклы за 5 лет выросли на 20–50%, – говорит эксперт аукционного дома Bonhams Ли Готч. – Они доходят до десятков тысяч фунтов. Однако это касается только редких экземпляров в отличном состоянии. Менее шикарные куклы стоят до 500 фунтов». Цена современной авторской куклы зависит от ее уникальности и от имени художника. Первый «эшелон» – куклы из пластика (авторы: Дима ПЖ, Наталья Победина и Нита Анжелетти), фарфора (Алла Беляева, Джудит и Лючия Фридеричи) или текстиля (Ольга Андрианова и Лиза Лихтенфельс): их стоимость колеблется от $300 до $15 тыс. Вторая категория – фарфоровые куклы с серийностью 3–50 штук (авторы: Хильдегард Гюнцель и Аннет Химштедт); их цена – $1–15 тыс. Третья категория – куклы из фарфора, винила или биггидура, изготовленные фабрикой тиражом 250–5000 штук по эскизам художника; они стоят $100–1500. Существуют и куклы-репликанты (копии антикварных), их стартовая цена – $1500. Если цены вас не пугают и вы решили примкнуть к лиге кукломанов, перед покупкой стоит убедиться в подлинности куклы. Оригинал несет отметку на затылке, спине или пятке с указанием имени, авторства, года изготовления, серийности и номера в серии. Современная кукла снабжена еще и бумажным сертификатом. Если маркировки нет, куклу опознать трудно: ее стоит показать эксперту, например, из клуба коллекционеров при галерее «Вахтановъ» или поискать в специальных каталогах. Начать коллекцию несложно, правда, нужно быть готовым к тому, что за глаза вас назовут чудаком. «Может быть, дело в том, что все люди – дети, – считает Дима ПЖ. – Взрослых вообще не бывает. Бывают просто грустные дети. Усталые дети. Дети, перегруженные информацией. Да всякие-разные. И зачем-то им нужны куклы...» фото ГАЛЕРЕИ «ВАХТАНГОВЪ»

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.