«День радио» как попытка клонировать «День выборов»
«Веселая компания» – «Квартет И», давно примкнувший к нему Михаил Козырев и продюсер Александр Цекало – выпустили на большой экран киноверсию популярного спектакля «День радио». Эта история – из сугубо профессиональной жизни столичных ди-джеев, демонстрирующих такого масштаба абсурдное отношение ко всему на свете, что его впору назвать национальной идеей. С первых же кадров эти самые ди-джеи во время эфира вставляют друг другу в нос и уши бумажные фунтики, поджигают их, выдавливают на голову пену для бритья и предаются прочим детским шалостям. В исполнении 40летних дяденек и тетенек это может выглядеть: 1) очаровательно, 2) очаровательно, но не слишком, 3) совсем не очаровательно. В «Дне радио» первого и второго, к счастью, больше, чем третьего. Хотя его создатели явно балансируют на грани если не хорошего вкуса, то понимания, что не все возрасты покорны детсадовским шуткам. Итак, на радиостанции «Как бы радио» идет марафон в защиту не очень ясно кого не очень понятно от кого. Однако идею марафона перехватили конкуренты, и приходится срочно перестраиваться. Где-то возле Находки застрял малюсенький катерок с двумя пуделями, петухом и медведем на борту. И в разгоряченных головах сотрудников «Как бы радио» рождается грандиозный проект: что, если превратить катерок в научный лайнер «Доктор наук профессор Шварценгольд», на борту которого терпят бедствие сто животных редчайших, практически вымирающих пород? Бросившись на спасение ластоногой козы, подкустовного выползня, гигантского саблезубого кузнечика, двузубого чернопопика и североамериканского кролика-зануды, великовозрастные детишки ввергают жизнь радиостанции в такой хаос, что – мама, не горюй! Вот три ощущения, которые испытываешь во время просмотра «Дня радио»: частенько смешно, иногда скучновато и все два часа – обидно. Все-таки это неправильно, что «День радио», появившийся на театральных подмостках в 2001 году, вышел на экраны позже «Дня выборов», который, по сути, является его сиквелом. «Замороженный» приквел чаще всего вызывает чувство неловкости. «День радио» в этом смысле не исключение. Вроде как люди уже пробежали марафон, а потом решили немножко потренироваться. «День радио» – это капустник, зарисовка, проба пера, если хотите. Удачная, но проба. Миша боится грозного олигарха Эммануила Гедионовича. Саша строит дурацкие рожи и хлопает глазами. Макс несет ерунду в эфире. Ростислав… Ну, что делает Ростислав, одному Богу известно. Леша говорит тоненьким голоском. Камиль ищет, где бы хряпнуть рюмашку, и вырубает в офисе свет. Красотка Нонна выясняет отношения с очередным бойфрендом и наклюкивается в зюзю. Отовсюду выползают подкустовные выползни, а также Макс Покровский, Илья Лагутенко, Олег Скрипка, Николай Фоменко и «Чайфы». Ай, молодцы! Примерно то же самое мы видели пять месяцев назад в «Дне выборов». Набор смехотворных ситуаций не становится драматургией, сколько ни юмори. Характеры не разовьются и не станут интересными, сколько ни повторяй уже найденные фишки. В «Дне выборов» внутреннее движение сюжета хотя бы заменяло внешнее: корабль плыл, менялись города и люди, да и гэги были похлеще. «День радио» стоит на месте. Если вдуматься, в нем нет даже смешных реприз. Только личное обаяние участников и их способность забавно реагировать друг на друга, которую они и продемонстрировали журналистам. Неизвестный режиссер Дмитрий Дьяченко не придумал ничего, чтобы из театрального капустника сделать кино (кстати, такая попытка заснять спектакль «День радио» уже предпринималась в 2004 году). Сценаристы – они же участники «Квартета И» – не добавили к собственной пьесе ничего, что развивало бы характеры и драматургию. Слоган: «И так сойдет!» витает над «Днем радио», и в этом оно ничем не отличается от «Как бы радио». Непошлый юмор в наши дни – это, конечно, вещь. На людей, которые умеют талантливо и непошло смешить, молиться надо. К тому же ужасно хочется подружиться с теми, кто абсурд нашей жизни воспринимает легко и без агрессии, как питательную для творчества среду. Но вот вопрос: а дальше что? «День сурка»?