Главное
Истории
Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Украшения на окнах

Украшения на окнах

Новогодние витрины

Новогодние витрины

Год змеи

Год змеи

Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Оправдание Мопассана

Общество
Оправдание Мопассана

В 1881 г. в Париже вышел сборник новелл Ги де Мопассана «Заведение Телье».Вошедший в моду после повести «Пышка» автор посвятил книгу Ивану Тургеневу. Русский писатель, прочно осевший, едва ли не укоренившийся во Франции, принял посвящение благожелательно. И пусть то, что писал Мопассан, отличалось от его собственного творчества и стилем, и манерой, и темами, но очевидно было, что – одарен!Впрочем, Тургенев знал за собой, что излишне склонен к комплиментарности, поэтому, отправляясь в Россию, Иван Сергеевич захватил с собой «Заведение Телье», чтобы передать книгу человеку, мнением которого дорожил более, чем чьим-либо.Ясная Поляна встретила Тургенева зеленью деревьев и хлебосольством хозяев. Они говорили с Толстым о многом и важном, и в завершение Тургенев достал из чемодана книгу Мопассана.– Вот, – сказал он. – Это новый французский автор... Я ничего не буду говорить более, но прошу вас, Лев Николаевич, прочитайте. Мне важно знать ваше мнение.Толстой взял книгу.Так состоялось знакомство великого русского писателя с произведениями Мопассана. Через много лет Толстой напишет: [i]«По первому же рассказу, несмотря на неприличный и ничтожный сюжет рассказа, я не мог не увидать в авторе того, что называется талантом. Автор обладал тем особенным даром… вследствие которого человек… видит в тех предметах, на которые он направляет свое внимание, нечто новое, такое, чего не видят другие. Этим-то даром видеть в предметах то, чего не видят другие, очевидно, обладал Мопассан».[/i]Однако целый ряд новелл произвел на Толстого отрицательное впечатление: [i]«Но, к сожалению, будучи лишен… правильного, нравственного отношения к тому, что он изображал, то есть знания различия между добром и злом, он любил и изображал то, чего не надо было любить и изображать, и не любил и не изображал того, что надо было любить и изображать».[/i]Признание за автором несомненного таланта не смогло пересилить той неприязни, что вызвали сюжеты рассказов, и Толстой, по его признанию, «забыл про Мопассана». Однако через два года, после выхода романа «Жизнь» и по прочтении его, Толстой изменил свое мнение: [i]«Форма, прекрасная и в первых рассказах, здесь доведена до такой высокой степени совершенства, до которой не доходил, по моему мнению, ни один французский писатель-прозаик».[/i] И далее: [i]«Роман не только показался мне прекрасным, но я увидал из-за него уже не талантливого болтуна и шутника, не знающего и не хотящего знать, что хорошо и что дурно, каким представлялся мне Мопассан по первой книжечке, а серьезного, глубоко вглядывающегося в жизнь человека и уже начинающего разбираться в ней».[/i]С этого времени Толстой становится исправным читателем Мопассана и многое делает для того, чтобы произведения французского автора стали известны в России. Он даже переводит рассказы «Порт» и «Не удалось», а также отрывок из очерка «На воде».А потом из Франции пришла весть, что Мопассан умер.[b]...Писатель постепенно сходил с ума. Его поведение становилось непредсказуемым. Менялся он и внешне: отеки и глубоко запавшие глаза делали лицо неузнаваемым.В августе 1891 года писатель пытался застрелиться, но верный слуга предусмотрительно вынул из револьвера патроны. В январе 1892 года новая попытка самоубийства, на этот раз Ги де Мопассан пытался сначала перерезать себе горло, а затем выброситься в окно.Когда речь пошла о госпитализации и доктора прислали за Мопассаном санитаров, дабы те сопроводили пациента в психиатрическую клинику, друзья-писатели уговорили их сначала заехать в порт. Вот как пишет об этом первый биограф Мопассана, Альберт Лумброзо: «Они подумали, что зрелище любимой яхты, может быть, пробудит его угаснувшую память, подстегнет его сознание, некогда столь ясное и исчезнувшее теперь. Связанного, с руками, стянутыми смирительной рубашкой, несчастного повели на берег. «Милый друг» тихо покачивался в море... Синее небо, ясный воздух, изящные очертания любимой яхты – все это, казалось, успокоило его... Его взгляд смягчился...Он долго рассматривал свой корабль меланхолическим и нежным взором...Губы его зашевелились, но не произнесли ни слова. Его увели. Он много раз оборачивался взглянуть на «Милого друга». У всех, кто тогда окружал Ги, на глазах были слезы».Он уходил, приволакивая ноги, и прохожие с удивлением и брезгливостью взирали на приземистого мужчину с опухшим лицом и глазами навыкате. Шейный платок скрывал перевязанное горло.Последние месяцы жизни писатель уже не приходил в себя. С губ его срывались лишь отдельные слова. Окружающее и окружающие перестали его волновать, беспокоить, тревожить, страшить.Ги де Мопассан умер 6 июля в 11 часов 45 минут. Последние его слова были: «Тьма! О, тьма!»Причиной кончины писателя был назван прогрессивный паралич мозга.[/b]…Всю вторую половину 1893 года Толстой помогал в издании сочинений Мопассана в России. Он составил списки намеченных для перевода произведений, редактировал переводы. Он написал и предисловие к собранию сочинений Мопассана, изданного в 1894 году.Толстой писал: [i]«Мопассан был талант, то есть видел вещи в их сущности, и потому невольно открывал истину: видел невольно дурное в том, что хотел считать хорошим… И в том-то и удивительное свойство всякого истинного таланта… что талант учит обладателя его, ведет его вперед по пути нравственного развития, заставляет его любить то, что достойно любви, и ненавидеть то, что достойно ненависти. Художник только потому и художник, что он видит предметы не так, как он хочет их видеть, а так, как они есть.…Мопассан дожил до того трагического момента жизни, когда начиналась борьба между ложью той жизни, которая окружала его, и истиною, которую он начинал сознавать. Начинались уже в нем приступы духовного рождения. И вот эти-то муки рождения и выражены в… лучших произведениях его… Если бы ему суждено было не умереть в муках рождения, а родиться, он бы дал великие поучительные произведения, но и то, что он дал нам в своем процессе рождения, уже многое. Будем же благодарны этому сильному, правдивому человеку и за то, что он дал нам».[/i]Будем же и мы благодарны – и Мопассану, и Толстому.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.