За порчу будут сажать

За порчу будут сажать

Общество

Мосгордума приняла в первом чтении проект законодательной инициативы по ужесточению наказания за повреждение и ненадлежащее использование памятников культуры в России.Депутаты предлагают внести соответствующие изменения в статью 243 Уголовного кодекса Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.– Действующий Административный кодекс РФ был принят еще в 2001 году, и с того времени размеры штрафов не повышались, – сообщил на заседании МГД руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Александр Кибовский. – Сложилась парадоксальная ситуация, когда за нарушения в отношении памятников федерального значения – то есть наиболее ценных – максимальный штраф для граждан устанавливается в размере 1500 рублей, а для юрлиц – 30 000 рублей.Даже если речь идет об особо ценных объектах, таких как Новодевичий монастырь или Московский Кремль, которые являются визитной карточкой государства и объектами всемирного наследия ЮНЕСКО, максимально, что может грозить за нарушение на них гражданам – 2500 рублей штрафа, а юрлицам – 50 000 рублей штрафа.При этом чиновник отметил, что московские памятники, являющиеся объектами регионального значения, защищены законом значительно лучше.– Московский Кодекс административных правонарушений был принят позже – в ноябре 2007 года, – объяснил он такую ситуацию. – И в нем за нарушения на памятниках регионального значения установлены штрафы в размере до 1 млн рублей. Причем они реально взыскиваются с правонарушителей: только за текущий год – на сумму 7 млн рублей.Но при всем уважении к этим памятникам, несопоставимо значение, к примеру, церкви Вознесения в Коломенском (всемирное наследие ЮНЕСКО) и памятника регионального значения.Новый законопроект столичных депутатов направлен на усиление мер уголовной и административной ответственности за правонарушения в области охраны объектов культурного наследия, на приведение понятийного аппарата действующих статей Уголовного и Административного кодексов в соответствие со специальным законодательством в области охраны объектов культурного наследия, которое было принято после 2002 года.Одновременно документ призван гармонизировать нормы федерального законодательства в этой сфере с нормами законодательства регионального. Особое внимание столичных властей к этой проблеме обусловлено тем, что сегодня на территории Москвы располагается 3041 объект культурного наследия федерального значения и 2924 – регионального.Всего – около 6 тысяч памятников, уже имеющих статус объектов культурного наследия. К ним надо добавить еще 1830 выявленных объектов культурного наследия, а также большое количество объектов, которые находятся в стадии рассмотрения на предмет присвоения им статуса памятника.– Это огромное хозяйство требует постоянного присмотра и эффективного контроля за ним, – заметил Александр Кибовский. – А государственный контроль должен предусматривать неотвратимость наказания за совершение правонарушений в отношении объектов культурного наследия и соразмерность наказания тем деяниям, которые совершаются нарушителями.Согласно законопроекту, за уничтожение или повреждение памятников, подлежащих госохране, предусмотрен штраф до 400 рублей или в размере зарплаты за период до 18 месяцев, либо лишение свободы до трех лет. За те же действия в отношении особо ценных объектов предлагается ввести штраф от 400 тысяч до 500 тысяч или в размере зарплаты за период до 24 месяцев, или лишение свободы от трех до пяти лет.При этом за нарушение требований сохранения, содержания и использования объектов культурного наследия федерального значения, выявленных объектов культурного наследия, нарушения режима использования их земель предлагается установить штрафы для граждан от 3 до 5 тысяч рублей, для должностных лиц – от 20 до 30 тысяч рублей, для предпринимателей без образования юрлица – от 25 до 35 тысяч рублей, для юрлиц – от 300 до 500 тысяч рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток.Документ также предусматривает, что такие же действия в отношении особо ценных объектов культурного наследия наказываются штрафом для граждан в размере 5 тысяч рублей, для должностных лиц – от 30 тысяч до 50 тысяч рублей, для предпринимателей без образования юрлица – от 35 до 50 тысяч рублей, а для юрлиц – от 500 тысяч до 1 миллиона рублей либо приостановлением деятельности до 90 суток.В то же время проведение земляных, строительных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия влечет штраф для граждан в размере от 3 до 5 тысяч рублей, для должностных лиц – от 30 до 50 тысяч рублей, для предпринимателей – от 35 тысяч до 50 тысяч рублей и для юрлиц – от 500 тысяч до 1 миллиона рублей.Также предусмотрено ужесточение наказания за проведение археологических полевых работ без разрешения либо с нарушениями.Кроме того, когда принимался Уголовный кодекс, не было такого понятия, как «выявленные объекты культурного наследия», а по Закону об охране объектов культурного наследия выявленные объекты подлежат такой же государственной охране, как и объекты культурного наследия, уже внесенные в Реестр.Но ответственности за правонарушения в отношении выявленных объектов культурного наследия сегодня не существует. В связи с этим законопроектом предлагается установить такую ответственность.– Мы можем видеть, какой резонанс в обществе вызывают проблемы с выявленными памятниками, потому что большинство историй, которые вызвали общественный резонанс в Москве, – это выявленные объекты, судьба которых решается, – сообщил Кибовский. – И там сталкиваются интересы инвестиционных, финансовых сил, которые заинтересованы, чтобы этот памятник не стал объектом культурного наследия и не был поставлен на учет, и общественности, которая настаивает, чтобы статус ему был присвоен.Сегодня с точки зрения Уголовного кодекса РФ за нарушения по отношению к таким объектам нет ответственности, что неправильно.– Процедура включения в реестр занимает один год,– пояснил председатель Комиссии МГД по законодательству Александр Семенников. – За это время случается всякое и разное, за памятник разворачиваются серьезные, ожесточенные бои. Инвестор доказывает, что это никакой не памятник. «Культурно и исторически озабоченная» общественность доказывает, что это памятник что ни на есть.И как следствие – памятник может пострадать в ходе этих боев и столкновений. Часто инвестор пытается ускорить какие-то строительные работы, убрать лепнину, испохабить фасад и т. д. То есть сегодня мы предлагаем перенести правовую защиту объекта на более ранний этап работы с памятниками.В ходе обсуждения депутат Семенников высказался за дальнейшее ужесточение ответственности для вандалов.– Я никогда не был сторонником жестких наказаний, но мне представляется, что уничтожение или повреждение объектов культурного наследия – это все-таки преступления, которые не стыдно отнести к тяжким, – считает он. – Фактически это преступления против исторической памяти, против культурного наследия целого народа, целого государства. А пока согласно классификации Уголовного кодекса оно попадает в категорию преступлений средней тяжести. И соответственно, мы не можем штрафовать за него на сумму более чем 400 тысяч рублей. То есть уголовное наказание получается даже мягче, чем административное.Кроме того, по мнению Александра Семенникова, необходимо создавать механизмы поощрения собственников и арендаторов памятников к проведению мероприятий по его реконструкции и охране. Депутат заметил, что функция защиты памятников истории и культуры – это функция государства, а выполняет ее конкретный собственник, фактически он берет на себя выполнение государственной задачи, и для того, чтобы собственник эту задачу выполнял, он должен быть подготовлен и обучен.Кроме того, надо разработать компенсационный механизм (например, налоговые льготы или прямые ассигнования из бюджета) для собственника, который вкладывает дополнительные средства в реставрацию объекта культурного наследия.– Понятно, что только механизмом запретов и наказания мы не решим проблему защиты памятников истории и культуры в России в целом и в Москве в частности, – убежден он.[b]Кстати[/b][i]Согласно статистическим сведениям Главного информационно-аналитического центра Министерства внутренних дел Российской Федерации, в 2007 году по статье 243 Уголовного кодекса Российской Федерации возбуждено 95 уголовных дел. Однако в суд ни одно из них не было направлено, что говорит о неэффективности статьи в действующей редакции.В 2008 году возбуждено 86 уголовных дел, 16 из которых с обвинительным заключением направлено в суд.В первом полугодии 2009 года возбуждено 46 уголовных дел, и только три из них с обвинительным актом направлено в суд.При этом, согласно статистическим данным Главного управления внутренних дел по городу Москве, в 2008 году по статье 243 Уголовного кодекса Российской Федерации возбуждено два уголовных дела, а за первое полугодие 2009 года одно.[/i]

Google newsYandex newsYandex dzenMail pulse