Работа начинается с доверия
Совсем недавно, с началом календарной весны, в России вступил в силу Закон «О полиции». Почти 100 лет правоохранительные органы в нашей стране носили, как многие сейчас говорят, агрессивное «милитаристское», но давным-давно ставшее привычным название.Есть, правда, скептики, считающие, что от смены бренда не поменяется суть и все останется по-прежнему. Но власти, да и общественное большинство глядят в будущее с оптимизмом – в «опасной и трудной службе» грядут большие перемены.Перечислять все запланированные мероприятия – занятие «долгоиграющее», остановимся на одном частном, но очень важном моменте: работе общественных пунктов охраны порядка.Как будет строиться их работа с учетом новых реалий? Не собираются ли менять название, структуру, а может быть, круг задач, которые призваны решать в городе ОПОП?За ответом на эти вопросы журналист «ВМ» обратился к [b]председателю Московского городского совета общественных пунктов охраны порядка Татьяне КОСАРЕВИЧ[/b].[b]– Татьяна Леонидовна, как теперь будут работать ваши службы?[/b]– Поскольку наша структура занимается исключительно содействием правоохранительным органам, давайте исходить из того, как эти органы будут видоизменяться.Достаточно рассмотреть несколько статей нового закона. В первую очередь интересна 8-я статья закона, говорящая об открытости для общества, о публичности деятельности полиции.Полиция должна регулярно информировать государственные и муниципальные органы власти о проделанной работе. Не так давно с таким отчетом выступил начальник столичного ГУВД Владимир Колокольцев, присутствовали ведущие СМИ, представители нашего ведомства тоже приняли участие во встрече.Первый опыт показал, что такие отчеты нужны, и не только на городском, но и на окружном и даже на районном уровнях.[b]– Конечно, ведь без прозрачности работы полицейских ни о каком доверии со стороны населения речи идти не может...[/b]– Именно! Интересно, что этот посыл прямо отражен в новом законе: полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечить общественное доверие к себе и поддержку граждан. Прямая функция полиции – защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, а значит, и доверие к органам внутренних дел – важнейшая составляющая работы полицейского.«Работа начинается с доверия» – такой девиз, слоган уже не первый год украшает главную страницу сайта Петровки, 38...Кстати, надо отметить, что в Законе «О полиции» общественное мнение закреплено как один из критериев официальной оценки деятельности полиции. То есть теперь качество работы правоохранительных органов оценивается не бездушной статистикой, которая, как известно, бывает разной и всей правды, как правило, не отражает, а именно обществом, людьми, чьи интересы призваны отстаивать полицейские.И для этого будут создаваться общественные советы и при окружных УВД, в рамках которых и будет осуществляться контроль общества за деятельностью полиции.[b]– Общественные советы – уж не преемники ли ОПОП?[/b]– Нет, это отдельная структура, и мы будем стремиться в нее войти, ведь наша работа очень тесно связана с участковыми уполномоченными полиции, со старшими по домам, с ТСЖ, ЖСК, мы хорошо ориентируемся на территории, и наша работа позволит донести до полиции вовремя некоторые определенные, «болезненные» вопросы.Надо упомянуть еще один момент: в соответствии с законом полиция при выполнении возложенных на нее обязанностей может использовать возможности государственных, муниципальных органов, общественных объединений, а они, в свою очередь, ДОЛЖНЫ оказывать всяческое содействие правоохранительным органам.Мы – я имею в виду не только сотрудников ОПОП, а все общество в целом – не должны оставаться в стороне, мы должны проявлять социальную активность. Надо понимать, что мы все живем не отдельно, мы все живем в едином пространстве: мы здесь живем, работаем, здесь растут наши дети, в конце концов.Кстати говоря, в одной из статей Закона «О полиции» говорится об обязательном использовании новых, «умных» технологий. Мы, хотя и не являемся правоохранительным органом, но этому пункту стараемся соответствовать. Не так давно мы подключили через сеть Интернет новую систему электронного документооборота, которая позволяет быстро отслеживать ситуацию в районах и, соответственно, в городе в целом, и в режиме онлайн передавать данные «заинтересованным структурам», будь то полиция, Госнаркоконтроль или Миграционная служба. И та информация, с которой к нам приходят граждане, сразу же отправляется в нашу базу.[b]– С какими проблемами люди чаще всего приходят, обращаются к вам?[/b]– Да с какими только не приходят! Сообщают о фактах употребления наркотиков, «буйного» алкоголизма, нарушения общественного порядка, нелегальной иммиграции, насилия в семье...Разумеется, многие обращения носят семейно-бытовой характер. В принципе, куда идти пожаловаться на запойно пьющего мужа? Или на отца-деспота? Конечно, к участковому! А где участковые, там и мы! Впрочем, большинство сигналов – это незаконная иммиграция, на этой проблеме, кстати, в своих последних выступлениях заострял внимание и наш мэр Сергей Собянин...В общем, эту систему мы внедрили совсем недавно, и о каких-то результатах говорить пока рано...Однако уже около шести тысяч обращений обработаны и ждут решений, а по некоторым уже приняты оперативные меры, которые, кстати говоря, тоже отмечаются в базе, что позволяет и нам, в свою очередь, следить за реакцией на обращения граждан. В общем, мы, как и вся страна, в процессе модернизации.С другой стороны, хочется похвастаться: ни одна из структур в городе не обладает четко выстроенной работой сверху и, что называется, до земли, кроме ОПОП. В этом плане с нами сравниться, в хорошем смысле слова, могут только районные управы и муниципальные собрания.Кстати, одна идея уже витала в воздухе, и не так давно ее озвучил заместитель мэра Москвы по координации работы с правоохранительными органами Владимир Шукшин: системное превращение ОПОП в полноценные общественные приемные. Главное – это шаговая доступность для граждан, нуждающихся в помощи.Еще хотелось бы добавить, что совсем недавно было оперативное совещание в столичном Управлении Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, в котором и общественность в нашем лице принимала непосредственное участие. В частности, обсуждались новые перспективы координации совместной деятельности наркополицейских и ОПОП. В подробности вдаваться пока не буду, скажу лишь, что наша структура всегда будет содействовать тем, кто стоит на страже общественного порядка.[b]Справка «ВМ»[/b][i]Численность членов столичных ОПОП составляет более 10 тысяч человек. Их силами проводится множество мероприятий по укреплению общественного порядка.В процессе своей деятельности ОПОП активно взаимодействуют со многими государственными и общественными организациями города Москвы: с депутатами Московской городской думы и внутригородских муниципальных образований, Московским городским штабом народной дружины, Московским городским штабом молодежных студенческих отрядов, Государственным учреждением города Москвы «Городской центр профилактики безнадзорности, преступности, алкоголизма, наркомании и СПИДа среди несовершеннолетних «Дети улиц», Фондом обслуживания «Анонимных алкоголиков» и другими.Сейчас ОПОП является связующим звеном между исполнительной властью и населением, пункты охраны правопорядка эффективно содействуют органам государственной власти в профилактике правонарушений.В целом результаты работы свидетельствуют о реальном контроле председателями советов ОПОП за ситуацией на закрепленной территории.[/i][b]Справка «ВМ»[/b][i]В прошлом году ОПОП отпраздновали 30-летний юбилей, их история началась в 1980 году, когда было утверждено положение «Об общественных пунктах охраны порядка в РСФСР». В 90-е годы вся тщательно выстроенная и отлаженная система общественной профилактики рухнула. Количество пунктов охраны порядка к 2003 году сократилось с 32 тысяч до 13 тысяч.Параллельно шел колоссальный рост уличной преступности, процветали хулиганство, нарушение правил уличной торговли, проституция. Такое положение дел во многом явилось следствием разрушения действующей системы социальной профилактики, утраты сложившихся форм опоры милиции на население, что и привело к самоустранению общественности от участия в правоохранительной деятельности.С течением времени стало понятно, что органам внутренних дел в изоляции от общественного содействия и поддержки с задачами по охране общественного порядка справиться непросто. В 1998 году было принято решение о проведении эксперимента по организации охраны общественного порядка органами местного самоуправления. Одной из важных задач проведенного эксперимента была также задача активизации населения и укрепления связей участковых уполномоченных милиции с населением и общественными объединениями правоохранительной направленности.Эксперимент, который продлился два года, показал, что одной из главных проблем организации охраны общественного порядка органами местного самоуправления стало отсутствие четкого разграничения полномочий в этом вопросе между федеральным, субфедеральным и муниципальными уровнями власти.На сегодняшний день доля участия общественности в охране общественного порядка продолжает оставаться незначительной. Однако процесс привлечения граждан к охране общественного порядка все-таки идет. Во многих регионах Российской Федерации приняты долгосрочные программы, направленные на обеспечение законности, укрепление правопорядка и роста доверия населения к правоохранительным органам.Сегодня МВД насчитывает 75 тысяч внештатных сотрудников и 14 тысяч пунктов охраны общественного порядка. По статистике, с привлечением добровольцев пресекается десятая часть административных правонарушений.[/i]