От виртуальной нефтедобычи – к реальной
Современное нефтегазодобывающее производство становится все более наукоемким. Сегодня все достижения в области науки, техники, менеджмента незамедлительно используются в отрасли. По масштабам и интенсивности инноваций разработка и эксплуатация нефтегазовых месторождений не уступает космонавтике. К примеру, современный подводный нефтегазовый промысел использует системы искусственного интеллекта в каждом звене технологической цепочки добычи углеводородов и их подготовки к транспортировке. Это – сеть компьютеризированных рабочих мест специалистов, работающих на нефтяном и газовом промыслах и дистанционно управляющих технологическим оборудованием. Инновации по интеллектуализации нефтегазового производства позволяют повысить эффективность разработки месторождений. Но для внедрения таких инноваций и работы с интеллектуальными месторождениями нужна подготовка соответствующих специалистов, которых в России и других странах пока не хватает. Сегодня один из общепризнанных лидеров подготовки специалистов по проектированию и «бурению» интеллектуальных скважин, созданию управляемых в автоматизированном режиме нефтегазовых промыслов – Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина. Подготовка подобных специалистов предполагает использование принципиально новых образовательных технологий. Одна из них, не имеющая аналогов в высшей школе, создана в университете в рамках проекта, выигравшего в 2007 г. конкурс среди вузов, внедряющих инновационные образовательные программы. Суть новой технологии обучения студентов в том, что развитие их профессиональных компетенций происходит в виртуальной среде их будущей профессиональной деятельности (в данном случае на виртуальном промысле) через имитацию деятельности, по содержанию и форме максимально приближенной к работе специалистов в реальном производстве. При этом важно, что в реальном времени моделируется работа единой команды специалистов различных профессий, то есть специалистов различных служб и компаний, работающих на промысле, нефтеперерабатывающем заводе или нефтегазопроводе. Новая образовательная технология подготовки и повышения квалификации специалистов для рационального использования недр была утверждена Ученым советом РГУ два года назад. А 17 апреля 2008 г. здесь состоялось историческое событие – открытие Центра Управления Разработкой Месторождений, во многом напоминающего Центр управления космическим полетом. Что же представляет собой реализуемый проект, какова его значимость для воспитания специалистов нового поколения и развития нефтегазодобывающей отрасли российской экономики? Университетское виртуальное месторождение – это целый информационный комплекс, объединяющий кафедры вуза в единую информационную модель нефтедобывающего предприятия. Для подготовки специалистов в РГУ уже давно использовались его отдельные элементы. Например, первый грант на приобретение компьютеризированного бурового тренажера – полного имитатора буровой установки – вуз выиграл еще в 1996 г. Уже несколько лет в вузе также идет обучение на тренажере подземного и капитального ремонта скважин. Программное обеспечение нефтяной сервисной компании «Шлюмберже» установлено на геофизическом тренажере. Виртуальные службы промысла – это комплекс из 26 автоматических рабочих мест (АРМов) специалистов. Например, АРМ промыслового геолога, сейсмика, технолога производственного обслуживания и ремонта оборудования, бурового мастера, технолога по подготовке нефте- и газотранспорта, технолога по добыче нефти и газа, эколога и т. д. Кафедральные лаборатории при этом функционируют как проектные и исследовательские организации, выполняющие экспресс-анализ геолого-геофизических данных, уточняющие проектные задания и параметры. Кроме того, предусмотрена связь АРМов с учебно-научным полигоном нефтепромыслового оборудования и супервайзерами, работающими на действующих месторождениях. С ее помощью проводится интерактивно-производственное обучение студентов (практически это уже отработано на реальных месторождениях ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «Славнефть»). Все АРМы связаны с Центром Управления Разработкой Месторождения (ЦУРМ). На основе организации учебного процесса в форме имитации на АРМах и в ЦУРМе реальной совместной деятельности специалистов различного профиля, предприятий и служб, ведущих разведку, проектирования разработки, разбуривания и эксплуатации интеллектуального месторождения, у выпускников вуза удастся сформировать навыки деятельности в новой информационной среде системы нефтедобычи. Все вместе это и есть виртуальный нефтяной промысел. Такой сложной и абсолютно новой программы пока не было создано ни в одном российском вузе. Ректор РГУ им. И. М. Губкина Альберт Ильич Владимиров пояснил, что результат выполнения всего проекта он видит не только в создании виртуального комплекса, но и в отработке практических профессиональных компетенций, необходимых выпускникам вуза и позволяющих им быстро адаптироваться к условиям работы на производстве. Сейчас выпускник становится полноценным сотрудником компании в среднем за 3 года. Но открытие виртуального нефтяного месторождения позволит значительно ускорить и облегчить этот процесс. «Кроме того, – добавил Альберт Ильич, – мы разрабатываем для виртуальной среды весь методический комплекс: учебные планы, пособия и программы. Сейчас уже готовятся два десятка новых учебников. И, конечно, будут создаваться новые программные продукты. То, что мы сделаем для нефтедобывающих специальностей, существенно повысит уровень подготовки кадров, работающих с трубопроводным транспортом и переработкой нефти. И сегодня мы уже мечтаем о виртуальном нефтеперерабатывающем заводе».