Количество счастливых людей в стране увеличилось
Впервые с 1990 года, отмечают социологи Левада-Центра, процент абсолютно счастливых людей вырос с 6 до 13 процентов. Количество тех, кто «скорее счастлив, чем несчастлив», увеличилось с 36 до 64 процентов. А количество абсолютно несчастных сократилось с 5 до 2 процентов.
Что такое счастье и в чем оно измеряется? Ведь для каждого из нас оно будет состоять из абсолютно разных вещей. Конечно, уровень зарплаты, качество жизни сказываются на нашем «спокойствии» и повышают потенциальный уровень счастья. Однако каждый из нас вкладывает в это понятие абсолютно разные вещи, и порой они никак не связаны с богатством и успехом.
Кстати, экономисты и социологи, изучающие связь между счастьем и деньгами, отмечают, что жители богатых стран с высоким уровнем ВВП в среднем ощущают себя более счастливыми, чем жители бедных государств. Однако, чем больше денег, тем меньше они влияют на счастье.
Для кого-то быть счастливым — значит быть понятым, для другого — иметь крупный счет в банке, третьему, чтобы почувствовать себя счастливым, нужно иметь крышу над головой.
А может ли человечество быть счастливым само по себе, без денег, религии, семьи, материальных благ? Настроить наш организм на «счастливую» волну? И пребывать в вечном дзене? Об этом корреспондент «Вечерки» спросил у психолога, физиолога и православного батюшки.
Психология процесса
По мнению практикующего психолога с многолетним стажем Натальи Варской, ощущение счастья не зависит от внешнего воздействия, и люди, способные его испытывать, имеют к подобному состоянию души врожденную предрасположенность. Таких, к слову, большинство. Возможно, эта способность зависит от гормонов или даже генов.
Но все мы иногда чувствуем себя несчастными. Можно ли самостоятельно исправить эту оплошность природы и настроиться на счастливую волну? — Прийти к ощущению счастья с помощью курсов по позитивному мышлению, на мой взгляд, невозможно, — отмечает Наталья. — Мне кажется, что это все пустая трата денег. И многие клиенты, которые ко мне обращаются после подобных тренингов, рассказывают, что изначально в ожидании положительного эффекта они испытывают подъем, но потом — глубокое разочарование. И состояние становится еще хуже, чем было.
Но сейчас не модно быть несчастным, это означает, что ты неудачник, в жизни что-то пошло не так.
— Иногда люди, начитавшись «умных» книг, спасаются от неприятных ситуаций с помощью аутотренинга, — продолжает Наталья. — Позитивное мышление сейчас очень модно. Однако тут есть свои подводные камни, есть риск, что вы загоните проблему в угол, а не решите ее. Я вам скажу больше, это увеличивает риск развития психосоматических заболеваний.
Это с одной стороны. С другой, все время ходить с кислым лицом и говорить, что ты несчастлив, — абсолютно не тот способ, который способен помочь выбраться из этой ситуации. И вот почему: мимика имеет огромное значение. И есть даже специальные мимические упражнения, которые помогают исправить тягостную ситуацию. И постепенно физический «позитив» становится и внутренним состоянием. Вспомните европейцев, ведь вы редко увидите на улице человека с кислым лицом, все улыбаются. Вообще неплохо жить по правилам хорошего тона, у нас до революции они существовали. Нельзя было с несчастным лицом появиться в обществе. Ведь тем самым ты и другим портишь настроение.
Но что делать, если человек не в силах побороть свое тягостное состояние и до ощущения счастья — как до Луны.
— С зубной болью человек идет к доктору, и душевную боль тоже можно вылечить, — уверяет Наталья. — Просто на Западе это в порядке вещей — отправиться на прием к психологу, а у нас это считается чем-то зазорным. К тому же у нас часто путают психологию и психиатрию. И люди начинают думать, что у них психическое заболевание, что совершенно не соответствует действительности, и отказываются решать свою проблему. Я часто слышу утверждение «я не верю в психологию». И причиной тому служат не вполне квалифицированные специалисты, с которыми сталкиваются люди. А вообще психология довольно точная наука.
Нередко приходится слышать, что наши мамы и бабушки были гораздо счастливее нас.
— Отчасти, — считает психолог. — Люди были многого лишены, жили более чем скромно, но умели радоваться малому. Но и тогда, и сейчас все зависит от психотипа личности. Говорить, что жители нашей страны несчастнее или счастливее остальных, нельзя. Психотипов по всему миру примерно одинаковое количество.
Религиозный аспект
В религии счастье тоже имеет свою, особенную, трактовку.
— В православном вероучении слова «счастье» нет, есть слово «радость». Оно означает состояние души, в котором человек может делиться с окружающими своей радостью. Человек безрадостный — он несчастен, ведь правда? — говорит отец Александр (Ильяшенко). — Апостол Павел говорит: «Радуйтесь и снова радуйтесь». Хотя во времена Павла жизнь простых людей и особенно христиан была исключительно трудной, потому что их не понимали и преследовали. Источником радости в христианстве является сам Господь, поэтому православие называют религией радости. Часто христианство укоряют в том, что нужно соблюдать строгие посты, здесь много ограничений, но все это способы, причем не главные, избавить себя от того, что омрачает твою радость. Есть слово «свобода», так вот свобода в христианстве — это быть независимым от своих грехов. Христианство дает силу побеждать свои слабости, от этого человек испытывает радость.
Но почему современные люди так далеки от достижения счастья в религиозном смысле? — Они стремятся угождать самим себе, а не Господу, — продолжает отец Александр. — Ведь, как я уже сказал, Христос — источник радости, он дает ее человеку за послушание, за стремление служить Всевышнему, это дар Божий. А у многих на первом месте стоит то, что удовлетворяет их физические потребности. Что противоположно той радости, которую несет христианство.
Физиология процесса
По мнению доктора биологических наук, профессора кафедры физиологии человека и животных МГУ Вячеслава Дубынина, природой заложена возможность ощущения человеком счастья от абсолютно разных вещей. И ключевым в этом процессе становятся нейромедиаторы, вещества, ответственные за нашу жизнерадостность, а также за негативные эмоции.
Природа устроила процесс «осчастливливания» человека не просто так. «Поощрение» направлено не только на удовлетворение потребностей, но и на развитие человека.
Среди медиаторов можно выделить три самых главных.
Одним из них является дофамин, он обеспечивает львиную долю нашего хорошего настроения. Во-первых, он отвечает за двигательную активность и дарит радость движения. Сделали зарядку, получите порцию счастья.
Во-вторых, дает ощущение почти детского восторга от изучения нового. В-третьих, дофамин выполняет важную функцию вознаграждения и подкрепления мотивации.
Cамое важное для положительных эмоций заключается в том, что они создают фон формирования человеческой памяти.
Еще один нейромедиатор — норадреналин. Он связан с чувством победы, азарта.
Он вырабатывается, когда человек преодолевает какую-то опасность, проще говоря, когда он находится в стрессе.
Еще одно вещество — серотонин. Он не столько приносит нам ощущение счастья, сколько тормозит негативное восприятие. Недостаток серотонина и нарушение баланса между позитивными и негативными эмоциями — основная причина депрессии.
Все вышеперечисленные вещества создают некое психическое состояние, воспринимаемое нами как положительные эмоции, и на их фоне идет запоминание тех или иных поведенческих программ.