Об экологии и выхлопных газах
НА МАЙСКИЕ праздники хочется наслаждаться запахом свежей зелени. И если выбраться из города, это возможно.Правда, есть риск, что по дороге к свежести надышишься в пробке выхлопными газами так, что никакие цветочки от головной боли не спасут.Вообще-то, если рассуждать библейскими категориями, то и сам я не безгрешен. Купил себе пару лет назад новенький корейский автомобиль и ездил на нем, не тужил, два года кряду. А тут он сломался. Ну не совсем сломался, а стал соблюдать все Правила дорожного движения. То есть – не ездить свыше 60 км/ч.Знакомые инженеры-автомеханики, вскрыв систему выхлопных газов, обнаружили, что тот самый катализатор, который должен чистить выхлоп моей машины, из белоснежных керамических сот, ячейки которых покрыты платиновым напылением, превратился в спекшуюся черную массу. Естественно, было два пути устранения поломки.Первый – купить за 15 тысяч новый нейтрализатор. Второй – ломиком выбить все это погубленное экологическое оборудование, заварить глушитель и ездить себе дальше.Я выбрал второе и мучился совестью. Минут 15. Пока не встал в пробке на Волоколамском шоссе. Трогаюсь-торможу, а сам думаю: «Какая я скотина!» Ведь если так же, как я, будет поступать каждый, Москва задохнется. Мимо бодро чадили КамАЗы, «шестерки», выпущенные еще в СССР и называемые «хачик-мобилями». Их водители, похоже, угрызений не испытывали, обдавая соседей по пробке сизыми клубами.«Как, – думал я, – сможет бороться экологическая служба за экологию в городе, если даже я не пытаюсь соблюдать законность?!» Стыдно мне было. Но через полчаса томления за «УАЗиком-«буханкой» я неожиданно прочитал надпись на задней двери этого авто. «Служба экологического надзора Московской области». И совесть моя успокоилась.Это ж надо такое придумать, господа! «Буханка» не имеет технических возможностей для экологического совершенствования. То есть никаких катализаторов на эту машину как не ставили, так и не ставят! Она даже не соответствует (и не может соответствовать) нормам Евро-2, хотя в Москве все автомобили должны быть не ниже Евро3. При этом на этом самом автомобиле, по теории, инспекторы-экологи должны отлавливать таких нарушителей выхлопа, как я. Комедия, не правда ли? А перед праздниками нужно было вывезти старую мебель на дачу. «Газель» по вменяемой цене нашлась в Подмосковье.К моему дому подкатила изрядно заезженная «Газель» с подмосковными номерами и с трещиной через все лобовое стекло. Молодой разговорчивый водитель всю дорогу рассказывал о нелегкой доле «газелиста»; правда, как выяснилось, грузовичок позволил хозяину заработать на приличную подержанную иномарку. Естественно, никакого экологического сертификата, впрочем, как и пропуска в центр города, у моего водителя не было. «А зачем?– искренне удивлялся он. – Пропуск на неделю стоит 3,5 тыс. рублей.Я его в жизнь не отработаю! Да и зачем он нужен? В центр города всегда можно проехать, заплатив 50–100 рублей.Да и то, если остановит «гаишник». Но, в принципе, проконтролировать все транспортные средства, которые ездят, дымят и не имеют ТО, практически нереально.Тем временем, похоже, чиновники свято верят, что их законы работают. Так, помимо запрета на въезд «вонючего» транспорта уже не первый месяц в столице существует запрет и на передвижение в пределах Третьего транспортного кольца грузового транспорта грузоподъемностью более тонны и грузового транспорта с прицепами внутри Садового кольца. Уже появилась информация, что в ближайшем будущем запрет на въезд в центр столицы распространится на легковые автомобили с двигателями со стандартом ниже Eвро-3. Правда, бензина, соответствующего ему, в стране пока практически нет. Как, кстати, нет и ОФИЦИАЛЬНЫХ государственных норм, определяющих и регламентирующих различия между разными вариантами Евро. Иными словами, экологам остается уповать только на совесть автовладельцев. В моем случае упования тщетны – слишком уж дороги для моего бюджета экологические игрушки.